В Советское время его изображали на почтовых марках и плакатах. Ему посвящали статьи в журналах и газетах. Даже дядя Стёпа, герой детского стихотворения Сергея Михалкова, имел к нему отношение. Всё это флагман Краснознамённого Балтийского флота – линкор «Марат», линейный корабль, способный поражать вражеские цели противника мощными артиллерийскими орудиями. Защитник обороны Ленинграда линкор «Марат» (фото можно увидеть в статье) являлся главным ударным ядром Балтийского флота, его военно-морским символом и показателем экономического могущества Советского Союза в предвоенные годы.
Кронштадт – это колыбель русского флота. Ещё в дореволюционное и советское довоенное время морские причалы города были забиты кораблями, а на их фоне выделялся огромный линкор «Марат». Ну а нынче здесь пусто.
См. также: Балтийский вокзал в Санкт-Петербурге
С 1906 года стали вводиться в строй, в первую очередь в Англии, принципиально новые боевые корабли линейного класса (линкоры), которые получили название «Дредноут». Морской технический комитет России совместно с морским Генеральным штабом объявили международный конкурс на создание проекта, подобного английскому дредноуту. Жарких споров и различных мнений военно-морских экспертов было великое множество. Однако в конечном итоге был выбран проект Балтийского завода.
В 1911 году военный корабль был спущен на воду. Первоначально боевое судно имело название «Петропавловск», а затем, с 31 марта 1921 года, линейный корабль получил другое название, в честь французского коммуниста Жана-Поля Марата - линкор «Марат». Личный состав насчитывал чуть более 1200 человек.
Для примера: сегодня на флагмане черноморского флота, крейсере «Москва», служит 500 человек.
Это был грандиозный проект морского боевого судостроения того времени. В первом учебном походе, в июне 1925 года, линкор «Марат» посетил народный комиссар по военным и морским делам Михаил Васильевич Фрунзе.
См. также: История Петергофа от царствования Петра I до сегодняшнего дня
В период с 1925 по 1939 год боевой линейный корабль совершил морские походы в Финляндию, Великобританию, Норвегию, Швецию и другие страны Скандинавского полуострова.
Во время советско-финской войны славный флагман Балтийского флота вёл активный огонь по тяжёлым береговым укреплениям противника вблизи Выборга. Примечателен тот факт, что впервые в мире в конце 1939 года на линкоре «Марат» была испытана системная защита от мин магнитного действия. Руководил проектом один из основателей советской ядерной энергетики, профессор Ленинградского физико-технического института Анатолий Петрович Александров.
В 1941 году германские войска вплотную подошли к Ленинграду. Группа армии «Север» имела задачу уничтожить Кронштадт и тем самым лишить советский флот его опорных баз. Только на Балтику для этой цели немецкое командование направило более сотни кораблей различного класса.
Ленинград оказался в блокаде, точно так же, как и его морская крепость Кронштадт. Бомбёжки продолжались и днём и ночью. По Кронштадту била вражеская тяжёлая артиллерия. Главная стратегическая задача Адольфа Гитлера заключалась в молниеносном захвате Северной столицы Советского Союза и прилегающих к ней акваторий Балтийского моря.
См. также: Город Ленинград в Великой Отечественной войне
Но на пути стоял Кронштадт, с его боевыми кораблями, среди них был и линкор «Марат», который вёл непрерывный артиллерийский и зенитный обстрел приближающегося противника.
В своих послевоенных воспоминаниях немецкий лётчик писал, что он был вынужден дважды атаковать советское боевое судно. 16 сентября была сброшена пятисоткилограммовая авиабомба, которая угодила в палубу корабля. Однако эта бомбардировка не принесла желаемого результата. Линейный корабль получил незначительные повреждения. В тот раз сумел выстоять линкор «Марат». Экипаж продолжал сражаться.
Бомба попала в котельное отделение корабля и взорвалась. Именно в котельной части линкора находился минно-торпедный погреб. Взрыв был неимоверной силы. Свидетели рассказывают, что крышка первой башни артиллерийского орудия, имеющая вес около сорока семи тонн, улетела в залив на такое расстояние, что обнаружить её смогли только спустя 25 лет.
В тот день, когда на линкор «Марат» была сброшена тонная бомба, на корабле погибли более трёхсот матросов и офицеров. Среди них были и командир корабля капитан 2-го ранга П. К. Иванов, и его старший помощник капитан 2-го ранга В. С. Чуфисов. Весь погибший экипаж славного линкора «Марат» был захоронен в братской могиле на Кронштадтском кладбище.
Командиром корабля был назначен капитан 3-го ранга Л. Е. Родичев. Трудно представить сегодня эту картину, когда боевой корабль носовой частью сидит на грунте, а девять двенадцатидюймовых орудий отражают атаки противника.
См. также: Курляндский котел - легенды и мифы
«За себя и за товарища, который погиб», - так говорили оставшиеся в живых матросы линкора. Корабль продержался до самого конца блокады Ленинграда, ежедневно напоминая о себе орудийными выстрелами в сторону немецких войск.
С прославленным линкором связано множество интересных исторических фактов и событий:
Линкор «Марат» разобрали на металлические конструкции в 1953 году. В те годы героическому прошлому того или иного корабля военно-морской части особого значения не придавали. Вся страна воевала и совершала подвиг. Память о корабле на какое-то время совсем затерялась, хотя ничего сверхсекретного, ничего закрытого в его судьбе нет.
Нынешнее поколение знает и помнит линкор «Марат» (чертежи, точнее, схематическое изображение линкора в разрезе, можно увидеть выше).
9 мая 2015 года их пришло только трое!
Автор: Игорь Павлов
См. также: Почему застрелился генерал Морев?
Морская крепость Балтики
Кронштадт – город-крепость на острове Котлин, расположенном посреди Финского залива. Основан Кронштадт в 1703 году. Ещё Пётр Великий сказал, что после постройки этих каменных укреплений жители Петербурга могут спать спокойно.Кронштадт – это колыбель русского флота. Ещё в дореволюционное и советское довоенное время морские причалы города были забиты кораблями, а на их фоне выделялся огромный линкор «Марат». Ну а нынче здесь пусто.
Российскому флоту не хватает боевых кораблей
В России после русско-японской войны на Балтийском флоте кораблей почти не оставалось. Цусимское сражение и оборона Порт-Артура поглотили целую армаду современных, мощных и боеспособных единиц морской надводной техники. Возникла острая необходимость пополнения Балтийской флотилии. Впрочем, и Черноморский флот нуждался в обновлении надводным боевым транспортом.См. также: Балтийский вокзал в Санкт-Петербурге
С 1906 года стали вводиться в строй, в первую очередь в Англии, принципиально новые боевые корабли линейного класса (линкоры), которые получили название «Дредноут». Морской технический комитет России совместно с морским Генеральным штабом объявили международный конкурс на создание проекта, подобного английскому дредноуту. Жарких споров и различных мнений военно-морских экспертов было великое множество. Однако в конечном итоге был выбран проект Балтийского завода.
Линкор «Марат»: история славного пути
В 1911 году военный корабль был спущен на воду. Первоначально боевое судно имело название «Петропавловск», а затем, с 31 марта 1921 года, линейный корабль получил другое название, в честь французского коммуниста Жана-Поля Марата - линкор «Марат». Личный состав насчитывал чуть более 1200 человек.
Для примера: сегодня на флагмане черноморского флота, крейсере «Москва», служит 500 человек.
Это был грандиозный проект морского боевого судостроения того времени. В первом учебном походе, в июне 1925 года, линкор «Марат» посетил народный комиссар по военным и морским делам Михаил Васильевич Фрунзе.
См. также: История Петергофа от царствования Петра I до сегодняшнего дня
В период с 1925 по 1939 год боевой линейный корабль совершил морские походы в Финляндию, Великобританию, Норвегию, Швецию и другие страны Скандинавского полуострова.
Во время советско-финской войны славный флагман Балтийского флота вёл активный огонь по тяжёлым береговым укреплениям противника вблизи Выборга. Примечателен тот факт, что впервые в мире в конце 1939 года на линкоре «Марат» была испытана системная защита от мин магнитного действия. Руководил проектом один из основателей советской ядерной энергетики, профессор Ленинградского физико-технического института Анатолий Петрович Александров.
Основные характеристики линейного корабля
Тактико-технические характеристики линкора «Марат»:- Проектное водоизмещение, тонн – 23000.
- Длина корабля, метров – 181,2.
- Ширина судна, метров – 26.
- Паровая мощность турбин – 42 тысячи лошадиных сил.
- Осадка, метров – 8,4.
- Узловая скорость хода – 23.
- Двенадцать 305-миллиметровых башенных орудий.
- Шестнадцать 120-миллиметровых противоминных орудийных установок.
- Четыре 76-миллиметровых зенитных комплекса.
- Четыре 47-миллиметровых пушек для салюта.
- По четыре пулемёта и 457-миллиметровых подводных аппаратов торпедного действия.
Участник Ленинградской обороны
В 1941 году германские войска вплотную подошли к Ленинграду. Группа армии «Север» имела задачу уничтожить Кронштадт и тем самым лишить советский флот его опорных баз. Только на Балтику для этой цели немецкое командование направило более сотни кораблей различного класса.
Ленинград оказался в блокаде, точно так же, как и его морская крепость Кронштадт. Бомбёжки продолжались и днём и ночью. По Кронштадту била вражеская тяжёлая артиллерия. Главная стратегическая задача Адольфа Гитлера заключалась в молниеносном захвате Северной столицы Советского Союза и прилегающих к ней акваторий Балтийского моря.
См. также: Город Ленинград в Великой Отечественной войне
Но на пути стоял Кронштадт, с его боевыми кораблями, среди них был и линкор «Марат», который вёл непрерывный артиллерийский и зенитный обстрел приближающегося противника.
Гибель линкора «Марат»
Для уничтожения «Марата» в Германии были подготовлены и перевезены на восточный фронт однотонные бомбы. Однако управлять таким смертельным грузом в люфтваффе могли только два лётчика. Один из них, Ганс-Ульрих Рудель, и получил задание совершить налёт на советский линкор «Марат» и уничтожить боевое судно с воздуха. С заданием немецкий пилот справился весьма успешно.В своих послевоенных воспоминаниях немецкий лётчик писал, что он был вынужден дважды атаковать советское боевое судно. 16 сентября была сброшена пятисоткилограммовая авиабомба, которая угодила в палубу корабля. Однако эта бомбардировка не принесла желаемого результата. Линейный корабль получил незначительные повреждения. В тот раз сумел выстоять линкор «Марат». Экипаж продолжал сражаться.
Новая атака немецкого аса
Следующий авиационный налёт был запланирован на 23 сентября 1941 года. В этот день пикирующий бомбардировщик Ю-87 под пилотированием того же аса "Люфтваффе" Ганса-Ульриха Руделя, сбросил авиационную бомбу со специальным взрывателем замедленного действия, масса которого составляла уже тысячу килограмм.Бомба попала в котельное отделение корабля и взорвалась. Именно в котельной части линкора находился минно-торпедный погреб. Взрыв был неимоверной силы. Свидетели рассказывают, что крышка первой башни артиллерийского орудия, имеющая вес около сорока семи тонн, улетела в залив на такое расстояние, что обнаружить её смогли только спустя 25 лет.
В тот день, когда на линкор «Марат» была сброшена тонная бомба, на корабле погибли более трёхсот матросов и офицеров. Среди них были и командир корабля капитан 2-го ранга П. К. Иванов, и его старший помощник капитан 2-го ранга В. С. Чуфисов. Весь погибший экипаж славного линкора «Марат» был захоронен в братской могиле на Кронштадтском кладбище.
Мы из Кронштадта
Но линкор «Марат» не сдался, остался в строю и продолжал воевать. В этом ему помогли рабочие Кронштадтского ремонтного завода. Была частично восстановлена боевая способность корабля. Всего меньше месяца потребовалось, чтобы восстановить артиллерийские башни.Командиром корабля был назначен капитан 3-го ранга Л. Е. Родичев. Трудно представить сегодня эту картину, когда боевой корабль носовой частью сидит на грунте, а девять двенадцатидюймовых орудий отражают атаки противника.
См. также: Курляндский котел - легенды и мифы
«За себя и за товарища, который погиб», - так говорили оставшиеся в живых матросы линкора. Корабль продержался до самого конца блокады Ленинграда, ежедневно напоминая о себе орудийными выстрелами в сторону немецких войск.
Продолжение истории и интересные факты
В 1943 году морскому защитнику города на Неве было возвращено прежнее название. Отныне он вновь называется линкор «Петропавловск». Лишь в 1950 году, учитывая боевые ранения, гордость Балтийского флота был переведён в разряд несамоходного артиллерийского учебного судна, навсегда пришвартовавшись к Крондштадскому берегу. Теперь его новое имя - «Волхов».С прославленным линкором связано множество интересных исторических фактов и событий:
- Всем известный пионер-герой Марат Казей был назван в честь боевого линейного корабля - отец его, Иван Казей, проходил морскую службу на линкоре «Марат».
- Островное государство - республика Палау, находящаяся в Филиппинском море Тихого океана, выпустила памятную золотую монету с изображением линкора «Марат» номиналом десять долларов, тираж которой составил тысячу экземпляров. Помимо этого, была отчеканена серебряная монета с изображением линкора достоинством пятьсот долларов и общим тиражом 77 штук.
- Сергей Михалков в одном из своих стихотворений для детей о дяде Стёпе также упоминает о боевых подвигах прославленного линкора.
- На станции метро «Площадь революции» имеется скульптура с изображением матроса-сигнальщика с линкора «Марат». Автором монументальной композиции является известный мастер Матвей Манизер.
- Для коллекционеров и просто любителей фалеристики были выпущены целые серии значков, посвященных героическим событиям, связанным с линкором «Марат».
- В городе Кронштадте, по адресу Кронштадтское шоссе, 31, находится братская могила. Именно здесь увековечен линкор «Марат». Список личного состава, погибшего при обороне Ленинграда, в количестве 324 человек, высечен на гранитном камне.
- Художник И. И. Бродский написал картину «Клим Ворошилов на линкоре «Марат». Однако достоверных фактов присутствия на линкоре одного из руководителей страны Советов до сих пор не найдено.
- Москва, Речной вокзал. На одном из фасадов здания есть каменная мозаика, посвящённая героическому подвигу линкора «Марат».
- В 2009 году вышла в свет книга воспоминаний «Не как все», автором которой, является ветеран-блокадник, участник боевых событий, старший матрос линкора «Марат» Михаил Андреевич Морозов. На тот момент писателю исполнилось девяносто два года.
- Потомком погибшего на «Марате» матроса-радиста Гаркуши Степана Васильевича является известный питерский рокер, лидер группы «АукцЫон» Олег Гаркуша.
Жизнь в макетах и чертежах
Линкор «Марат» разобрали на металлические конструкции в 1953 году. В те годы героическому прошлому того или иного корабля военно-морской части особого значения не придавали. Вся страна воевала и совершала подвиг. Память о корабле на какое-то время совсем затерялась, хотя ничего сверхсекретного, ничего закрытого в его судьбе нет.
Нынешнее поколение знает и помнит линкор «Марат» (чертежи, точнее, схематическое изображение линкора в разрезе, можно увидеть выше).
Послесловие
Каждый год на могилу погибших товарищей в Кронштадт съезжаются ветераны, бывшие моряки героического линкора «Марат». Конечно, с каждым годом их становится все меньше. На пятидесятилетие Великой Победы «маратовцев» было около двухсот человек. Пять полных автобусов приезжали на братскую могилу.9 мая 2015 года их пришло только трое!
Автор: Игорь Павлов
См. также: Почему застрелился генерал Морев?
Комментариев нет:
Отправить комментарий