Крейсер Admiral Hipper (1937-1945): история создания и службы. ВМФ Германии

Немецкий корабль «Адмирал Хиппер» был одним из лучших тяжелых крейсеров Кригсмарине во время Второй мировой войны. Он принял участие в захвате Норвегии, провел несколько рейдов в Атлантике, а свой последний бой принял в холодном Баренцевом море. Последние полтора года своей службы крейсер оставался в порту в законсервированном состоянии.

Проектирование

На бумаге крейсер Admiral Hipper появился в 1934 году. Именно тогда в Морском Штабе были сформулированы основные требования к новому кораблю. Во-первых, от судна ждали равной борьбы с будущими французскими и британскими противниками. Во-вторых, в ВМФ Германии хотели получить корабль, способный быстро уходить от преследования вражеских линкоров «Дюнкерк» и «Страсбург». Этот момент был очень важен – данные модели обещали стать самыми страшными охотниками за недостаточно скоростными крейсерами. Наконец, в-третьих, новинка предназначалась для рейдерских операций на океанских и морских просторах.
Крейсер Admiral Hipper принадлежал к одноименному типу тяжелых крейсеров. Планировалось построить пять таких кораблей. В результате кроме «Хиппера» появились еще «Принц Ойген» и «Блюхер». Два других судна «Лютцов» и «Зейдлиц» достроить не успели. Тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» был назван в честь Франца фон Хиппера, командовавшего отрядом немецких кораблей в сражении у Доггер-банки и при Ютланде.
крейсер admiral hipper

Строительство

Закладка «Адмирала Хиппера» началась 6 июля 1935 года на верфи в Гамбурге. Она стала возможной после денонсации Версальского договора, в свое время установившего ограничения для немецкой армии и флота. Гитлер готовился к реваншу и вел себя вызывающе, в то время как страны-победительницы Первой мировой войны смотрели на это сквозь пальцы. Чтобы хоть как-то не потерять лицо британское правительство заключило сепаратное соглашение, согласно которому ВМФ Германии получил право увеличить свои морские силы до 35% от английских. Так или иначе, но немцы уже не считались с мнением будущих противников и стали в ускоренном темпе готовиться к предстоящему кровопролитию.
За первые полтора года был завершен стапельный период постройки судна. 6 февраля 1937 года тяжелый крейсер спустили на воду. На праздничной церемонии традиционную бутылку шампанского разбила жена адмирала Редера, командовавшего флотом. Во время Первой мировой войны он входил в штаб фон Хиппера, а при спуске на воду нового корабля произнес торжественную речь.
Из-за ускоренной милитаризации Германии конкурировавшие между собой военные отрасли требовали все новых материалов, средств и рабочей силы. Вследствие этого приемка «Адмирала Хиппера» постоянно откладывалась. Еще дольше строился «Принц Ойген». На церемонии спуска на воду этого судна присутствовали Гитлер и регент Венгрии Миклош Хорти. Местом его строительства стал Киль, куда потом был переведен и «Хиппер». Последним в их типе тяжелых крейсеров появился крейсер «Блюхер».

Начало службы

Немецкий крейсер «Admiral Hipper» был принят на службу 29 апреля 1939 года. Он подоспел как раз вовремя – приближалась Вторая мировая война. Первые несколько месяцев своей эксплуатации корабль провел на пробных испытаниях в Киле. 20 март 1940 года экипаж получил приказ направить судно в Куксхафен. «Адмирал Хиппер», как и почти весь действующий состав Кригсмарине, должен был принять участие во вторжении в Норвегию, ставшем частью операции «Везенбюрг» (или «Учения на Везере»).
Крейсер возглавил вторую группу, целью которой стал захват важного порта Тронхейма. К нему присоединились эсминцы «Якоби», «Ридель», «Экольдт» и «Хайнеманн». На борту «Хиппера» оказались связисты, штаб группы Люфтваффе и части 83-ого саперного батальона и 138-ого горного полка. Им предстояло позаботиться о береговых норвежских батареях.
Эскадра покинула Куксхафен 6 апреля в условиях ухудшавшейся погоды. По пути она вступила в незначительную перестрелку с британскими силами. Теперь британцы знали о движении немцев, хотя они еще долгое время не могли понять истинные цели и масштабы начавшейся операции.
1945 год

«Учения на Везере»

8 апреля 1940 года по пути в Норвегию крейсер «Адмирал Хиппер» отошел от прежнего курса и отправился на выручку эсминцу «Бернд фон Арним». Этот корабль столкнулся с британским судном «Глоуворм» такого же класса. Командир «Хиппера» Гельмут Хейе атаковал вражеский корабль даже несмотря на использование противником дымовых завес и торпед. За весь бой «Глоуворм» только один раз поразил немецкий крейсер, попав в его правый борт около волнолома. Это было незначительное повреждение, а вот британский эсминец так легко не отделался и затонул. Напоследок «Глоуворм» нанес по «Хипперу» таранный удар, последствия которого пришлось ремонтировать три недели.
В ночь на 9 апреля немецкий крейсер бросил якорь на рейде Тронхйема. Попытка норвежцев сопротивляться была крайне скромной: батарея на побережье произвела несколько выстрелов, после чего противник прекратил борьбу с германской эскадрой. Задача группы была выполнена. Крейсер «Адмирал Хиппер» отправился обратно в Германию на ремонт.
знаменитые крейсеры второй мировой войны

«Джуно»

В мае приведенный в порядок корабль оказался в Киле, где формировалось соединение, которое должно было помочь другим немецким судам, застрявшим в Норвегии из-за британской блокады. Предстоящая операция получила название «Джуно». Помимо «Хиппера» в ней приняли участие линкоры «Гнейзенау» и «Шарнхорст», а также эсминцы «Лоди», «Гальстер», «Шеманн» и «Штайнбрик.
По пути в Норвегию крейсер встретил британский 530-тонный траулер «Джунипер». Небольшое судно попало под огонь 105-мм немецких зениток. Вскоре траулер накренился и затонул. Одновременно с этим действовавший неподалеку «Шеманн» потопил флотский танкер «Ойл Пайонир».
В тот же вечер 6 июня «Admiral Hipper» 1937 года постройки перехватил британский военный транспорт «Орама». Судно возвращалось на родину из Норвегии и на счастье англичан было пустым (не считая собственно команды). Несколько залпов фугасными снарядами сделали свое дело: «Орама» медленно опустилось на дно моря. Британцы были подняты на борт немецких кораблей.
8 июня крейсер и соседние эсминцы получили приказ направляться в Тронхейм. По этой причине «Адмирал Хоппер» не смог принять участие в уничтожении авианосца «Глориес». Следующие несколько дней корабль провел на рейде Тронхейма. Затем вечером 20 июня «Хоппер» отправился на помощь поврежденному торпедой «Шарнхорсту». Крейсер выступил в поход вместе с «Гнейзенау» и «Гальстером». Путешествие оказался коротким. В полночь «Гнейзенау» был торпедирован британской подлодкой «Клайд». Линкор принял много воды, и отряду пришлось вернуться в Тронхейм, так и не выполнив своей миссии. Из-за повреждения двух ведущих кораблей «Адмирал Хиппер» стал самой серьезной боевой единицей Третьего рейха в водах Северной Норвегии.
город киль

Атлантический рейд

Некоторые знаменитые крейсеры Второй мировой войны долгое время использовались только во внутренних водах. Таким был и «Адмирал Хеппер». И только 30 ноября 1940 года он, наконец, выступил в свой долгожданный океанский поход. Средняя Атлантика на широте Брест-Ньюфаундленд кишела британскими конвоями. В этой зоне пересекались транспортные пути, по которым перевозили стратегически важные войска и грузы. Единственным свободным кораблем, способным атаковать конвои, на тот момент был именно «Адмирал Хиппер». Другие знаменитые крейсеры Второй мировой войны оказались заняты. На фоне этих обстоятельств наделавший шума в северных морях корабль приступил к операции «Нордзеетур».
25 декабря «Хиппер» обнаружил конвой, прикрывавшийся крейсером «Барвик» и еще несколькими единицами легких крейсеров. Немецкое судно атаковало группу, однако обнаружив серьезную угрозу поражения, отступило. По удачному стечению обстоятельств экипажу удалось уберечь свой корабль от заметных повреждений.
Покончив с нерезультативной встречей с конвоем, новый капитан Майзель решил возвращаться в Европу. Моряки устали от боевых дежурств в суровых климатических и погодных условиях. Но уже через день на обратном пути в захваченную Францию «Хипперу», наконец, улыбнулась удача. Корабль атаковал торговый пароход «Джамна». На цель обрушился шквальный огонь пушек, к которым присоединились две торпеды. Судно быстро утонуло, однако Майзель боялся того, что британцы успели передать сигнал бедствия расположенному неподалеку конвою. Если бы он нагнал «Хиппера», то немцам вновь пришлось бы вести неравный бой. Поэтому, разделавшись с «Джамной», капитан отдал приказ уходить во Францию. Торопясь, Майзель не стал поднимать на борт погружавшихся в океан англичан. В итоге все 111 человек, находившиеся на «Джамне», погибли. 27 декабря «Адмирал Хиппер» бросил якорь в доке Бреста.

Азорское побоище

После атлантического вояжа «Хиппер» нуждался в ремонте. Починка заняла ровно месяц, и уже 1 февраля 1941 года крейсер вновь вышел в океанские воды. 11 числа, находясь недалеко от Азорских островов, немецкий корабль остановил предупредительным выстрелом пароход «Айсланд». Когда-то это судно было немецким и носило название «Далия». Теперь оно принадлежало Великобритании. «Хиппер» потопил отставшую от своего конвоя жертву.
От поднятых на борт моряков «Айсланда» Майзель узнал о плывшей неподалеку совершенно беззащитной группе судов. Это был конвой, шедший из Фритауна (Сьерра-Леоне). В его составе было целых 19 судов, принадлежавших Англии, Норвегии и Греции. Самая главная удача заключалась в том, что конвой был полностью лишен охранного эскорта. 12 февраля «Адмирал Хиппер» без каких-либо преград потопил 7 кораблей. Еще 3 получили серьезные повреждения.
Добившись самого впечатляющего успеха за свою службу, «Адмирал Хиппер» вернулся в Брест. В марте 1941 года он перебрался в город Киль, где провел ровно год. За это время корабль модернизировали и покрыли новым камуфляжем. В марте 1942 года он прибыл в Тронхейм. Крейсер ожидала последняя северная кампания.
тяжелый крейсер

«Регенборген»

Определяя какие тяжелые крейсеры типа «Адмирал Хиппер» должны были заняться перехватом арктических конвоев, командование немецкого флота остановилось на выборе головного корабля группы. Со вступлением в войну СССР подобные операции стали крайне важными. Арктические конвои шли в Советский Союз из США и Великобритании. С помощью них осуществлялась программа ленд-лиза. По северному морскому пути в СССР поставлялись необходимые для борьбы с армией Третьего рейха военные материалы.
Операция по перехвату очередного конвоя получила название «Регенборген» («Радуга»). Командование ею взял на себя главнокомандующий Кригсмарине адмирал Редер. Вместе с «Хиппером» в рейде был задействован другой тяжелый крейсер «Лютцов», а также шесть эскадренных миноносцев. Отряд вышел в море 30 декабря 1942 года. Стояла полярная ночь. Из-за шторма корабли были покрыты коркой льда, мешавшей использовать приборы связи и орудия.

«Новогодний бой»

Утром 31 декабря конвой заметил незнакомые эсминцы. Немцам повезло: британцы решили, что они наткнулись на советский патруль. Из-за этой ошибки огонь, открытый кораблями Третьего рейха, стал для конвоя полной неожиданностью. Тем не менее, англичане быстро исправили свою ошибку. Их суда были перестроены в боевой порядок, а место сражения заволокла дымовая завеса.
Через полчаса после столкновения капитан конвоя Роберт Шербрук узнал устрашающий силуэт «Адмирала Хиппера». Первой своей целью крейсер избрал эсминец «Экейтес», по которому был открыт прицельный огонь. Из-за погоды и дымзавесы немецким наводчикам с трудом удавалось выследить вражеское судно. Тем не менее, в 13 часов «Экейтес» утонул, а его 80 моряков подобрал подоспевший на помощь траулер.
Все шло по плану Кригсмарине, однако в самый неподходящий момент неожиданно для немцев на горизонте появились британские крейсеры «Шеффилд» и «Ямайка». Они накрыли «Адмирал Хиппер» смертоносным огнем. Немецкие эсминцы приняли подошедшие суда за свои, приблизились к ним слишком близко и получили фатальные попадания. Тем временем другой крейсер «Лютцов» удалился в погоне за конвоем. Капитан корабля понял свою оплошность, но было уже поздно: он отдал приказ отбыть в порт. Отстрелявшись от «Адмирала Хиппера», конвой продолжил свое путешествие в советский Мурманск. Провал операции привел к отставке Эриха Редера с поста главнокомандующего немецким флотом.
вмф германии

В резерве

Сильно поврежденный в Баренцевом море крейсер «Admiral Hipper» последовал на ремонт, после которого он был зачислен в резерв и остановился в Готенхафене. В несколько раз сократилась почти полуторатысячная команда. В марте 1944 году последовало распоряжение подготовить судно к будущим операциям. Однако сделать это в положенный срок не удалось. Не хватало запчастей и людей, постоянно мешала активность союзной и советской авиации. Котельное отделение №3, сгоревшее в «Новогоднем бою», так и не привели в порядок. Когда-то отличная боевая машина теперь была не пригодна даже для патрулирования берегов.
Наступил 1945 год. 1 января руководство флота приказало за три месяца привести в порядок «Адмирал Хиппер» и его близнеца «Принц Ойген». Тем временем к порту приближались советские войска. Из-за этого вместо ремонта пришлось заняться эвакуацией. 29 января «Хиппер» покинул Готенхафен, несмотря на то что у него работала только одна турбина. На «хромом» корабле помимо его команды расположились полторы тысячи эвакуировавшихся. Вскоре крейсер оказался в районе, где 30 числа советской подводной лодкой «С-13» был потоплен пассажирский лайнер «Вильгельм Густлов». Капитан Ганс Хенигст из-за загруженности судна проследовал мимо шлюпок и спасательных плотов, на которых замерзали спавшиеся в катастрофе немцы.
2 февраля «Адмирал Хиппер» прибыл в город Киль. Уже на следующий день порт был атакован британской авиацией. Во время налета корабль получил еще несколько попаданий. Вспыхнул пожар и выгоревший крейсер сел на дно своего дока. После этого эпизода в ВМФ прекратили тщетные попытки отремонтировать прежнюю гордость флота. После капитуляции Третьего рейха в мае 1945 года «Адмирал Хиппер» был разобран на металл.