Петрозаводская и Карельская епархия – православная церковно-административная единица республики Карелии

Самым крупным городом республики Карелии является г. Петрозаводск. Как видно из названия, своим возникновением город обязан Великому Петру. Согласно его указу от 1703 года, на берегу Онежского озера рядом с устьем реки Лососинки закладывается оружейный завод и для его рабочих - Петровская слобода. Здесь же рядом с деревянным дворцом Петра I, который бывал здесь неоднократно, возводится церковь.

Православный север

Но православие пришло в эти края гораздо раньше – существует запись, сделанная в 1227 году, о том, что сын Всеволода Большое Гнездо великий князь владимирский Ярослав Всеволодович (1191-1246) «послал крестить всех карел».

Православие не было встречено в штыки, так как оно давно дало здесь свои ростки ввиду близкого соседства и дружбы с новгородцами. Шаг был необходимым потому, что, во-первых, единая вера сплачивала страну, во-вторых - рядом набирало силу шведское государство, для которого Русь всегда была лакомым куском.

Но только в 1589 году здесь была создана Карельская епископия (устаревшее название области, управляемой отдельным епископом, в данном случае это был Сильвестр) с кафедрой в городе Корела. Конечно же, Новгородская епархия сыграла в этом большую роль.

Зарождение епархии

До образования Карельской епархии (1593) окормлением этого края занимались Кексгольмское и Ладожское викариатство именно Новгородской епархии. Г. Петрозаводск в 1784 году становится центром Олонецкого наместничества (губернии). Указом от 15 мая 1787 года, изданным Екатериной II, Олонецкое викариатство соединяется с Архангельской епархией.

Центр вновь образованной структуры находится в Архангельске. Постоянные преобразования церковно-административных единиц объяснялись стремлением укрепить европейский север России. Павел I вносил свои изменения, Александр I - свои. Цари, сменяющие друг друга на русском престоле, часто отменяли решения своих предшественников. И вот в 1828 году образовывается самостоятельная Олонецкая епархия с центром в Петрозаводске.

Активное развитие

Можно считать, что с этого момента стала оформляться будущая Петрозаводская и Карельская епархия. Начали активно возводиться монастыри и храмы, открываться духовные училища (в том числе и женское) и семинарии. 20 лет, вплоть до революции, выпускалась собственная епархиальная газета.

По данным на 1904 год, епархия состояла из 251 православного и единоверческого прихода. Здесь существовало даже свое духовно-просветительское братство. Но вот, как говорилось в одном художественном фильме, «пришел гегемон, и все пошло прахом». Тех, кто отказался сотрудничать с новыми властями и поддерживать обновленчество, расстреливали и ссылали в Сибирь.

Среди последних был и епископ Евфимий (Лапин), который после ссылки еще в течение пяти лет сохранял титул епископа Олонецкого. Десять лет между сторонниками новых веяний и старой веры велись междоусобные бои, и храмы Петрозаводска переходили из рук в руки. В 1929 году сравнялись границы епархии и Карельской автономии.

В 1937-1938 годах были репрессированы все без разбора – и сторонники обновленчества (их центр находился в Крестовоздвиженском соборе), и сторонники патриаршества из Екатерининской церкви.

Ярый атеизм

Храмы стали гореть и закрываться. Мотивация была одна для всей советской России – отсутствие верующих и служителей культа. Возможно, так оно и было – люди были напуганы, служители культа расстреляны, в лучшем случае сосланы.

В годы оккупации службы велись финскими православными священниками. После освобождения города Красной армией в Петрозаводске был один-единственный священник. Он и начал отправлять службы. Нынешняя Петрозаводская и Карельская епархия в 1944 году была отдана во временное пользование Псковскому и Порховскому архиепископу Григорию.

Позднее существенных изменений в жизни епархии не наблюдалось, храмы практически не открывались, приходы не образовывались, единственным существенным изменением была смена титула епископа, он стал называться Петрозаводский и Олонецкий. Раньше было наоборот. А в 1962 году управление этой церковно-административной единицей вообще перешло к митрополиту Ленинградскому. Так продолжалось вплоть до 1986 года.

Новая жизнь

В 90-е по всей России начинается возрождение церкви, и в 1990 году вновь Петрозаводская и Карельская епархия становятся самостоятельными. 14 августа этого же года архимандрит Крестовоздвиженского храма Мануил становится главой Петрозаводской епархии с титулом епископ Петрозаводский и Карельский. За годы возрождения этой епархии активно строились храмы, монастыри, открывались приходы, их количество достигло 7 (действующих обителей) и 63 приходов. Епархиальный центр находится в Петрозаводске.

В этом городе много прекрасных храмов, и не только православных (их около 12), здесь есть культовые сооружения всех религий и конфессий. Очень красива стоящая на берегу Логмозера Церковь во имя Стретения Господня. Это один из старейших каменных храмов Петрозаводска. Сохранилась память о прежнем кафедральном соборе – Святодуховском пятикупольном храме высотой в 56,5 метров, безжалостно снесенном в 1936 году.

Главный собор епархии

Кафедральный храм, или, как принято говорить у православных, собор, находится в Петрозаводске. Это памятник архитектуры - Кафедральный собор во имя Александра Невского. В самом начале это была заводская церковь, возведенная на средства рабочих Александровского завода, и называлась она Александро-Невская.

По проекту Постникова ее построил в 1826-1832 годах инженер Пьетро Карло Мадерни. Имела она три придела. Судьба ее схожа с историями тысяч православных храмов – в годы безверия их оскверняли, грабили, закрывали. В 1991 собор возвращен Петрозаводской епархии.
Видоизмененный и отреставрированный под руководством архитектора В. Г. Копнина в 2000 году храм освящен Алексием II.

Последнее структурное изменение и кончина настоятеля

Следующая реорганизация произошла в 2013 году. Петрозаводская и Карельская епархия лишается Костомукшской и Кемской церковно-административной единицы. 29 мая Священный Синод принимает решение об образовании Карельской метрополии, главой которой назначается епископ Мануил (Павлов Виталий Владимирович).
Митрополия имеет свой официальный сайт и свои собственные средства массовой информации (газета «Логос» и еще две). Кроме того, печатные издания и сайты имеют все крупные приходы епархии. Необходимо отметить, что в ночь с 6-го на 7-е марта епископ Мануил скончался на 65-м году жизни после тяжелой болезни.

К особым его заслугам относится договор с финским православным архиепископом Иоанном о ненарушении приезжими финскими священниками канонических правил. Мануил подарил Иоанну антиминс с собственной подписью. Дружественные усилия двух православных церквей значительно уменьшили влияние лютеранства на территории республики Карелии.


Автор: Чернова Ольга

См. также: Кто такая богиня Кали? Легенда о богине Кали. Индийская мифология

Музей артиллерии в Санкт-Петербурге – ровесник города на Неве

Музей артиллерии в Санкт-Петербурге является одним из самых крупных в мире и старейшим в России. Основан он был по приказу Петра I, и открыт 29 августа 1703 года в Петропавловской крепости. Царь приказал построить Цейхгауз, что переводится как «дом для оборудования» или «оружейный дом», смотритель которого назывался каптенармусом. Здесь хранились оружие и амуниция. Но охочий до всяких диковинок Петр I специальным указом велел свозить сюда со всей России артиллерийские орудия «достопамятные и курьезные» и трофейные.

Первый петровский музей артиллерии

Второй импульс в своем развитии Музей артиллерии в Санкт-Петербурге получил в 1756 году, когда указом Елизаветы Петровны и стараниями генерал-фельдцейхмейстера (начальника артиллерии) П. И. Шувалова на территории Литейного двора был открыт Достопамятный зал, в который был преобразован петровский Zeughaus. Уже в конце XVIII века коллекция этого хранилища насчитывала 8000 экземпляров.
Петропавловская крепость, построенная в соответствии с правилами возведения бастионов, имела кронверк, или коронообразное укрепление, возводимое перед центральной частью крепости (куртиной) и соединенное с ней двумя длинными коридорами.

Тесная связь с Николаем I

Когда в 1868 году указом Николая I помещения в восточном крыле кронверка, расположенные в антресольном и нижнем этаже, были переданы Музею артиллерии, началась его новая история и более активная жизнь. Часть внутреннего двора была отведена под тяжелые орудия. Кронверк Петропавловской крепости печально известен казнью руководителей декабрьского восстания. 13 июля 1826 года над куртинным рвом были повешены пять декабристов: П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, К. Ф. Рылеев и П. Г. Каховский.

Новое здание музея

В 1849 году Николай I решил преобразовать место, напоминавшее ему о неприятных событиях. Он издает указ о строительстве в кронверке двухэтажного каменного здания, которое будет иметь подковообразную форму с длиной по центральной оси в 472 метра.
На втором этаже вновь построенного здания расположены амбразуры и бойницы. Равелин, внешние стены которого имеют толщину 1,8 метра, производит достойное впечатление. Уникальная коллекция, которую имел Музей артиллерии в Санкт-Петербурге, в 1963 году пополняется фондами другого крупного музея, а в 1965 – еще одного. Таким образом, из трех возникает нынешний Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, в названии которого указывается, какие именно музеи вошли в его состав. Он занимает достаточно большую площадь, на которой размещены многочисленные танки, боевые машины и орудия. Объединенный музей, возраст которого приближается к 150 годам, сегодня имеет в своих фондах 850 000 экспонатов.

Диковинки музея

Музей артиллерии в Санкт-Петербурге известен каждому жителю города с детства благодаря своим уникальным экземплярам, среди которых есть потешная, но функционирующая пушка, подаренная царем Алексеем Михайловичем маленькому Петру. Есть здесь и тюфяки, стреляющие дробью и принимавшие участие в обороне Москвы от войск Тохтамыша, осадившего столицу в 1380 году. Имеется здесь и мортира Самозванца, отлитая знаменитым оружейником Андреем Чоховым. Уникальная коллекция славится не только реликтами, в составе ее экспонатов современные ракетные комплексы и САУ (самоходные артиллерийские установки).
Музей артиллерии в Санкт-Петербурге имеет в своих фондах не только артиллерийские орудия, здесь находятся награды всех российских императоров, личное оружие Александра I, Николая I, М. И. Платова и Наполеона.

Адрес музея и стоимость билетов

Бесценные презенты, врученные подразделениям русской армии, представляющие собой изделия из серебра, золота и хрусталя лучших мастеров мира, сосредоточил в своих запасниках Музей артиллерии (Санкт-Петербург), адрес которого: Александровский парк, 7. Ближайшая станция метро называется «Горьковская». На карте хорошо видно, что подкова равелина развернута к Кронверкскому проливу, вдоль которого проходит одноименная набережная. Отзывы музей получает самые восторженные. Конечно, особой популярностью пользуется тяжелая техника, выставленная во дворе. Но и коллекция знамен, и проходящие здесь тематические выставки, временные и на постоянной основе, интересны как жителям города, так и многочисленным иностранным туристам, которые с большой охотой посещают Музей артиллерии (Санкт-Петербург). Стоимость билета, дающего право осмотра всей экспозиции, для взрослого человека составит 300 рублей, а студенты и школьники заплатят 150. Руководство музея подходит к цене билетов дифференцировано – для россиян и жителей стран СНГ стоимость сокращается для взрослых людей в два раза, а школьникам, студентам и пенсионерам придется заплатить всего 50 рублей. Существуют и другие льготы, подробные сведения о которых, как и часы работы музея, находятся в широком доступе.

Автор: Чернова Ольга

См. также: Красс Марк Лициний: биография

Праздник Севера в Мурманске. История праздника Севера

Зимние виды спорта в России примечательны своим разнообразием. Демонстрация таких способностей обычно проходит на севере страны, так как там находится большинство лыжных трасс. Мурманск - это крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он является столицей таких мероприятий. В нем находятся 296 спортивных сооружений, из них дворцы спорта, стадионы, бассейны, лыжные базы, горнолыжные центры и так далее. Ежегодно он принимает большое количество спортсменов со всей страны, которые собираются продемонстрировать свои многочисленные таланты.
Как же называется главное зимнее мероприятие страны? И как оно повлияло на спортивную жизнь России?

Характеристика спортивного торжества

Праздник Севера – это главное мероприятие по зимним видам спорта, которое проходит в начале весны в Мурманске. Почему же выбрали именно этот период?Для подготовки горнолыжных трасс требуется достаточно много времени, в особо холодное время (январь-декабрь) это невозможно, так как снег сыпется ежедневно и почти беспрерывно.

Также в зимний период проходит полная организационная подготовка, на регистрацию в соревнованиях отводится целых три месяца, и желающих набирается достаточно много. Ограничений никаких нет, все будут допущены к участию, как только пройдут процесс регистрации. Главное, обладать сильным здоровьем и бодрым расположением духа.

Истоки мероприятия

Первый праздник Севера прошел 30 марта в 1934 году. Специфика этого торжества заключалась в том, что в соревнованиях принимали участие только лыжники. На то время конкурсантов было недостаточно много, но популяризация праздника привела к тому, что число желающих значительно увеличилось.

Организаторы мероприятия в то время сошлись во мнении, что спортивную программу необходимо смешать с военной подготовкой. Поэтому в план торжества ещё вошли дополнительные конкурсы по стрельбе. Даже война не смогла повлиять на русские традиции. Праздник Севера продолжался в том же духе, спортсмены были настолько охвачены энтузиазмом, что направлялись на соревнования прямо с фронта.

Послевоенная активная спортивная жизнь

После окончания страшных фашистских действий на территории Советского Союза праздник набрал двойные обороты. Организаторы разрабатывали новые концепции, которые бы смогли привлечь больше молодой аудитории, так как на рассвете спортивных соревнований возраст участников начинался от тридцати лет.

В 1961 году была представлена дополнительная программа, которая открыла новые возможности для школьников и студентов. Организаторы позаботились о честности и создали отдельную категорию участников, которая была отделена от взрослых, профессиональных спортсменов. Это была юниорская группа, которая проходила специальную подготовку перед самими соревнованиями.

1962 год ознаменовался тем, что в перечень состязаний добавился хоккей с шайбой. К тому времени Праздник Севера уже имел полную комплексную программу, в которой могли принимать участие представители любого зимнего вида спорта.

Выход на новый уровень

1971 год стал не менее знаменательным для этого торжества. Праздник Севера (фото соревновательного процесса имеются в статье) вышел на мировой уровень и собрал на мероприятиях немало иностранных представителей зимних спортивных игр. Это были участники из Болгарии, Венгрии, Соединенных Штатов, Кореи и так далее.

Также в этом же году в программу были включены первые соревнования парашютистов, а уже ближе к 1974-му начали проводиться состязания по биатлону.

С 1984 года праздники народов севера начинаются торжественной церемонией открытия, идея была позаимствована с Олимпийских игр. В день открытия происходит зажжение праздничного огня, затем его несут по всей центральной площади города.

Современные соревнования

Каждое десятилетие приносило свои изменения в это торжество. Если рассматривать начало двухтысячных годов, то с этого периода начали больше преобладать экстремальные виды спорта: скалолазание, кайтинг и виндсерфинг. В дальнейшем добавились и неординарные разновидности: футбол на снегу, состязания для заядлых рыбаков по закидыванию удочек.

Следует отметить, что из года в год люди сами предлагают новшества и добавляют разнообразия в праздник Севера. Мурманск постоянно принимает гостей, приехавших для участия в спортивных соревнованиях. Для повышенного комфорта мероприятие перенесли далеко за пределы самого города, в лесной массив Долина Уюта. Это мощный спортивный комплекс, где созданы все условия для проведения спортивного мероприятия.

Но всё же организаторы не останавливаются на одном единственном месте в области и стараются найти новые альтернативы для большого праздника.

Лыжи

Одной из изюминок этого замечательного спортивного праздника является марафон, который объединяет сразу несколько государств. Название говорит само за себя – "Лыжня дружбы". Соревнования подобного рода появились относительно недавно, после 1994 года.
Это лыжные гонки, которые проходят на территории нескольких государств – России, Норвегии и Финляндии. Самое главное, что для участия не потребуется возиться с документами. Даже если вы иностранец, то без проблем сможете принять участие без загранпаспорта.

Открываем сезон 2015!

Этот год стал переворотным для спортивного торжества, так как оно проходило в селе Больше Уки. Праздник Севера на славу удался, и приехавших участников было хоть отбавляй. Несмотря на то что поменялось место проведения соревнований, энтузиазма не убавилось, и все с большой охотой участвовали в различных конкурсах.
Также проходило множество пресс-конференций, на которых организаторы отвечали на все интересующие вопросы. Участники были активны во всех сферах спорта, а также в тех нетрадиционных видах, которые были описаны ранее.

Интересные факты

Каждый год соревнований делает историю конкурса и открывает новые возможности для участников. За столько лет проведения мероприятия произошло множество интересных событий, информация о которых собрана в архиве. Представляем вашему вниманию несколько интересных фактов:
  • Именитым комментатором праздника Севера являлся Вадим Синявский – известный журналист, радиовещатель, основатель первой советской школы спортивного комментирования.
  • В 2009 году мероприятие вошло в список победителей конкурса «Семь чудес на краю света» по результатам народного голосования.
  • Также спортивный праздник не обошелся без чествования многократных чемпионов. Среди мужчин выделился Сергей Долидович, представитель Белоруссии (семь побед), из женщин - Юлия Чепалова из Хабаровска (три победы).
  • Благодаря этому мероприятию Россия вошла в крупнейшие организации по зимним видам спорта: Euroloppet, Russialoppet и Союз марафонов «Лыжная Россия».

Открывайте в себе новые таланты, которые смогут вас привести на вершину Олимпа, в этом поможет замечательный праздник Севера. Лыжные гонки в особенности раскроют спортивный потенциал и покажут то, насколько быстро можно одолеть конкурента.


Невзирая на то что в конкурсе могут участвовать профессионалы, возможно, именно вы преодолеете все препятствия и получите главные призы.

Автор:Елена Томилова

См. также:Интересные факты из жизни адмирала Колчака

Равенсбрюк: концентрационный лагерь женский

Равенсбрюк (концентрационный лагерь) был рассчитан на женщин. По своим масштабам он считается крупнейшим концлагерем нацистов для узников женского пола. За все время его существования в нем содержалось около 130 тысяч заключенных. Это число не окончательное, поскольку многие были не зарегистрированы, а часть документации была уничтожена представителями СС.


Также невозможно подсчитать количество погибших в Равенсбрюке. Называются страшные цифры: от 50 до 92 тысяч человек.

Местонахождение лагеря

Расположился Равенсбрюк (концентрационный лагерь) на севере Германии, в 90 километрах от Берлина. Его название связано с деревней, находившейся рядом. Дословный перевод немецкого названия – «вороний мост». Сегодня эта территория относится к городу Фюрстенберг.

Создание

Концлагерь Равенсбрюк начал свое существование с решения Генриха Гиммлера в 1938 году. Работы по его возведению проводили заключенные из других лагерей. К 1939 году он принял первых пленных. Ими стали 867 женщин, которые продолжили его расширение.

С 1940 года на территории лагеря стали появляться предприятия:

  • текстильного и кожевенного производства;
  • электротехнический концерн «Сименс»;
  • военно-промышленные.


Концлагерь Равенсбрюк имел множество подлагерей, которые располагались в разных населенных пунктах.

Заключенные

Изначально на территории лагеря размещали представительниц Германии, которые своим поведением и образом жизни «позорят нацию». Среди заключенных были активные борцы Сопротивления, представительницы секты Свидетели Иеговы и женщины, ведущие себя аморально.
За все время существования Равенсбрюк (концентрационный лагерь, фото которого представлены в нашем материале) повидал представительниц многих национальностей (более 40). Среди них были немки, полячки, цыганки, француженки, еврейки, бельгийки, румынки и другие. Числились среди узниц и советские военнопленные.

По регистрационным спискам лагеря, в нем находилось более 132 тысяч женщин (включая детей), 20 тысяч мужчин.

Список некоторых узниц:

  • Дина Баббит – чешская художница и скульптор. 
  • Майя Березовская – польская художница.
  • Поль Бернар – француженка, медсестра Красного Креста.
  • Галина Биренбаум – еврейка родом из Польши, писательница, поэтесса.
  • Женевьева де Голль-Антониоз – француженка, представитель движения Сопротивления, племянница президента Пятой Республики во Франции.
  • Жюльетт Греко – французская певица и актриса. Мария Филомена Доланская – чешка, педагог и монахиня.
  • Милена Есенская – чехословацкая журналистка.
  • Филиппина Ротшильд-Серейс – баронесса, владелица знаменитого виноградника Шато Мутон-Ротшильд.
  • Ванда Якубовская – полька, кинорежиссер.


Это лишь несколько имен из десятков тысяч, узнавших, что такое женский концентрационный лагерь Равенсбрюк.

Распорядок лагеря

Сразу по прибытии в лагерь все женщины проходили одни и те же процедуры, вне зависимости от времени года. Их раздевали на улице догола, остригали волосы, забирали все личные вещи, документы. Так они ждали своей очереди в баню, после которой получали одежду, номера, винкели и распределялись по баракам.
Всем женщинам выдавали полосатое платье и деревянные шлепанцы. В этом облачении они ходили в любую погоду. Концлагерь Равенсбрюк, рассказы о котором имеются в разных мемуарах, отличался особой жестокостью. Многие узницы были вынуждены ходить босиком все время, из-за чего получали обморожения конечностей.

В лагере применялась система номеров и винкелей. У заключенных не было имен, они существовали под номерами, которые пришивались к платьям. Выше такого опознавательного кода помещался треугольный знак, который назывался винкелем. По его цвету определялась категория:

  • красный – участник Сопротивления, политзаключенный;
  • желтый – еврей; зеленый – преступник по уголовному делу;
  • фиолетовый – свидетель Иеговы (протестант);
  • черный – цыган, женщина асоциального поведения.


По центру винкеля помещалась буква, которая указывала национальность.

Каждый день женщины вставали в четыре часа утра, получали положенные им полкружки кофейного суррогата и выстраивались на улице для переклички, которая длилась 2-3 часа. Далее они отправлялись по рабочим местам на 12-14 часов.
Работавшие днем имели возможность получить получасовой перерыв и обед в виде полулитра воды с картофельными очистками или брюквой. Для тех, кто трудился ночью, такого перерыва не предусматривалось.

Вечерняя проверка была такой же, как и утренняя. После нее узники получали 200 грамм хлеба из муки и опилок и тот же кофейный суррогат.

Заключенным разрешалось отправлять письма, но не более одного раза в месяц и под строгой цензурой. При малейшем несоответствии письмо или открытка адресату не высылались.

Способы умерщвления

Погибших в Равенсбрюке было, по разным оценкам, от 50 до 92 тысяч человек. Основными причинами смертей становились недоедание, изнурительный труд, несоответствующие санитарно-гигиенические условия, грубые издевательства.

Раз в две недели штат лагеря проводил отбор узников, которых предстояло уничтожить. Прежде всего, это были те, кто был не способен работать. Их убивали выстрелом в затылок. Ежедневно умирало до 50 человек.
Для массового уничтожения заключенных отправляли в Освенцим и другие подобные лагеря. Позднее, в 1943 году, женщин стали массово умерщвлять на территории концлагеря. Для этого использовали смертельные инъекции и крематорий.

В 1944 году Равенсбрюк (концентрационный лагерь) посетил Гиммлер, который приказал избавиться от всех старых и немощных заключенных. С этой целью были приглашены «эксперты по уничтожению» из Освенцима, Биркенау.

Женщин проверяли на специальных парадах и тех, кому выдавали розовые карточки с латинскими буквами «В.В.» («лагерь смерти, уничтожить») переводили в Уккермарк. Там они дожидались своей смерти, хотя по официальным документам их перевозили в оздоровительный центр, располагаемый в Силезии. Вначале владелиц розовых карточек казнили пулей в затылок, но этот процесс оказывался слишком медленным, поэтому было принято решение постройки газовых камер. В них за 2-3 минуты умирало сразу 150 женщин.

Медицинские эксперименты

Проводить первые эксперименты над заключенными в лагере начали 01.08.1942. Доказано, что за весь период существования Равенсбрюка медицинским опытам подверглись 86 узниц.

Целью первых экспериментов было выявление эффективности новых препаратов для обработки глубоких рваных ран, в том числе огнестрельных. Женщинам делали на верней части бедра глубокий, до кости, разрез и вводили туда стафилококки вместе с другими видами бактерий. Это провоцировало быстрое появление гангрены и столбняка.

Для того чтобы рана была схожа с огнестрельной, в нее часто добавляли частицы стекла, дерева, металла. Все проведенные действия, а также их последствия тщательно записывались. Отмечались малейшие изменения в организме заключенных – от появления температуры до смертельного исхода. Результаты этих исследований были представлены в виде доклада в военной академии в 1943 году. Концлагерь Равенсбрюк, пытки в котором прошли не все узницы, был знаменит не только этим.

Целью второго эксперимента было установление возможности трансплантации костной ткани. Для этого здоровым женщинам ломали конечности и накладывали гипс. Чтобы видеть процесс эксперимента, подопытным вырезали части живых тканей для обнажения кости. Некоторым женщинам ампутировали здоровую конечность или лопатку и отвозили к хирургам в другой лагерь, где те пришивали эти части тела другим людям.

Это лишь часть экспериментов. Самыми же жестокими опытами было умерщвление здоровых детей инъекциями и прерывание беременности в последнем триместре с немедленным сжиганием плода.

Охрана лагеря

Комендантами лагеря в разное время были Гюнтер Тамашке, Макс Кегель, Фриц Зунер. В штате были не только мужчины, но и более 150 женщин. Через тренировку в нем прошло около 4 тысяч надзирательниц. Они, как правило, отличались чрезмерной жестокостью и склонностью к садизму.

«Марш смерти»

При отступлении немецких войск началась эвакуация и в лагере. 27.04.1945 пленных погнали на запад. Их численность достигала более 20 тысяч человек, около 3 тысяч было покинуто в концлагере. Спустя два дня охранники СС оставили пленных в запертых бараках Мальхово, а на следующее утро их освободила Красная Армия.

Освобождение заключенных

Датой освобождения считается 30.04.1945, когда силами 2-го Белорусского фронта узницы были спасены. Через пару дней Равенсбрюк (концентрационный лагерь), воспоминания о котором не исчезнут в веках, был заполнен врачами, которые создали временный госпиталь. До 1993 года эту территорию Советские войска использовали в качестве места размещения своих частей.

Суды над военными преступниками

Первые судебные процессы над персоналом концлагеря состоялись в 1946-1948 годах. Их результатом стало 16 вынесенных смертных приговоров. Некоторые служащие СС сбежали в США, но даже спустя десятилетия они были вычислены и депортированы для суда в Германию. Людей, которые выслеживали фашистов за их преступления в составе СС, стали называть «охотниками за нацистами».

Историческая память об узниках лагеря

В 1959 году правительство ГДР дало распоряжение, чтобы на территории, где располагался Равенсбрюк (концентрационный лагерь), создали Национальный мемориальный комплекс «Равенсбрюк».

В качестве подлинных объектов были оставлены следующие:

  • комендатура;
  • крематорий;
  • здание с камерами;
  • подземная дорога, ведущая к озеру;
  • фрагмент лагерной стены.

Центральным элементом на берегу озера стала стела «Несущая», созданная по проекту Вилла Ламмерта. Так Равенсбрюк (концентрационный лагерь), памятник которому возведен в Германии, для многих навсегда стал символом чудовищного преступления над человечеством.

В 1996 году вышел документальный фильм, в котором дают интервью пять бывших узниц из разных стран – Австрии, Италии, Нидерландов, России. Режиссерами и сценаристами стали голландцы Анет ван Барневельд и Аннемари Стрейбос. Называется картина «Прошлое есть».

В 2005 году вышло творение режиссера из ФРГ Лоретт Вальц, которая собирала интервью бывших пленных на протяжении 25 лет. Документальный фильм состоит из историй более чем 200 узниц и носит название «Женщины Равенсбрюка».

Концлагерь Равенсбрюк (Вторая мировая война 1939-1945 года) просуществовал шесть лет, уничтожив десятки тысяч женщин и детей, которые этой войны не хотели.