Самым крупным городом республики Карелии является г. Петрозаводск. Как видно из названия, своим возникновением город обязан Великому Петру. Согласно его указу от 1703 года, на берегу Онежского озера рядом с устьем реки Лососинки закладывается оружейный завод и для его рабочих - Петровская слобода. Здесь же рядом с деревянным дворцом Петра I, который бывал здесь неоднократно, возводится церковь.
Православие не было встречено в штыки, так как оно давно дало здесь свои ростки ввиду близкого соседства и дружбы с новгородцами. Шаг был необходимым потому, что, во-первых, единая вера сплачивала страну, во-вторых - рядом набирало силу шведское государство, для которого Русь всегда была лакомым куском.
Но только в 1589 году здесь была создана Карельская епископия (устаревшее название области, управляемой отдельным епископом, в данном случае это был Сильвестр) с кафедрой в городе Корела. Конечно же, Новгородская епархия сыграла в этом большую роль.
Центр вновь образованной структуры находится в Архангельске. Постоянные преобразования церковно-административных единиц объяснялись стремлением укрепить европейский север России. Павел I вносил свои изменения, Александр I - свои. Цари, сменяющие друг друга на русском престоле, часто отменяли решения своих предшественников. И вот в 1828 году образовывается самостоятельная Олонецкая епархия с центром в Петрозаводске.
По данным на 1904 год, епархия состояла из 251 православного и единоверческого прихода. Здесь существовало даже свое духовно-просветительское братство. Но вот, как говорилось в одном художественном фильме, «пришел гегемон, и все пошло прахом». Тех, кто отказался сотрудничать с новыми властями и поддерживать обновленчество, расстреливали и ссылали в Сибирь.
Среди последних был и епископ Евфимий (Лапин), который после ссылки еще в течение пяти лет сохранял титул епископа Олонецкого. Десять лет между сторонниками новых веяний и старой веры велись междоусобные бои, и храмы Петрозаводска переходили из рук в руки. В 1929 году сравнялись границы епархии и Карельской автономии.
В 1937-1938 годах были репрессированы все без разбора – и сторонники обновленчества (их центр находился в Крестовоздвиженском соборе), и сторонники патриаршества из Екатерининской церкви.
В годы оккупации службы велись финскими православными священниками. После освобождения города Красной армией в Петрозаводске был один-единственный священник. Он и начал отправлять службы. Нынешняя Петрозаводская и Карельская епархия в 1944 году была отдана во временное пользование Псковскому и Порховскому архиепископу Григорию.
Позднее существенных изменений в жизни епархии не наблюдалось, храмы практически не открывались, приходы не образовывались, единственным существенным изменением была смена титула епископа, он стал называться Петрозаводский и Олонецкий. Раньше было наоборот. А в 1962 году управление этой церковно-административной единицей вообще перешло к митрополиту Ленинградскому. Так продолжалось вплоть до 1986 года.
В этом городе много прекрасных храмов, и не только православных (их около 12), здесь есть культовые сооружения всех религий и конфессий. Очень красива стоящая на берегу Логмозера Церковь во имя Стретения Господня. Это один из старейших каменных храмов Петрозаводска. Сохранилась память о прежнем кафедральном соборе – Святодуховском пятикупольном храме высотой в 56,5 метров, безжалостно снесенном в 1936 году.
По проекту Постникова ее построил в 1826-1832 годах инженер Пьетро Карло Мадерни. Имела она три придела. Судьба ее схожа с историями тысяч православных храмов – в годы безверия их оскверняли, грабили, закрывали. В 1991 собор возвращен Петрозаводской епархии.
Видоизмененный и отреставрированный под руководством архитектора В. Г. Копнина в 2000 году храм освящен Алексием II.
Митрополия имеет свой официальный сайт и свои собственные средства массовой информации (газета «Логос» и еще две). Кроме того, печатные издания и сайты имеют все крупные приходы епархии. Необходимо отметить, что в ночь с 6-го на 7-е марта епископ Мануил скончался на 65-м году жизни после тяжелой болезни.
К особым его заслугам относится договор с финским православным архиепископом Иоанном о ненарушении приезжими финскими священниками канонических правил. Мануил подарил Иоанну антиминс с собственной подписью. Дружественные усилия двух православных церквей значительно уменьшили влияние лютеранства на территории республики Карелии.
Автор: Чернова Ольга
См. также: Кто такая богиня Кали? Легенда о богине Кали. Индийская мифология
Православный север
Но православие пришло в эти края гораздо раньше – существует запись, сделанная в 1227 году, о том, что сын Всеволода Большое Гнездо великий князь владимирский Ярослав Всеволодович (1191-1246) «послал крестить всех карел».Православие не было встречено в штыки, так как оно давно дало здесь свои ростки ввиду близкого соседства и дружбы с новгородцами. Шаг был необходимым потому, что, во-первых, единая вера сплачивала страну, во-вторых - рядом набирало силу шведское государство, для которого Русь всегда была лакомым куском.
Но только в 1589 году здесь была создана Карельская епископия (устаревшее название области, управляемой отдельным епископом, в данном случае это был Сильвестр) с кафедрой в городе Корела. Конечно же, Новгородская епархия сыграла в этом большую роль.
Зарождение епархии
До образования Карельской епархии (1593) окормлением этого края занимались Кексгольмское и Ладожское викариатство именно Новгородской епархии. Г. Петрозаводск в 1784 году становится центром Олонецкого наместничества (губернии). Указом от 15 мая 1787 года, изданным Екатериной II, Олонецкое викариатство соединяется с Архангельской епархией.Центр вновь образованной структуры находится в Архангельске. Постоянные преобразования церковно-административных единиц объяснялись стремлением укрепить европейский север России. Павел I вносил свои изменения, Александр I - свои. Цари, сменяющие друг друга на русском престоле, часто отменяли решения своих предшественников. И вот в 1828 году образовывается самостоятельная Олонецкая епархия с центром в Петрозаводске.
Активное развитие
Можно считать, что с этого момента стала оформляться будущая Петрозаводская и Карельская епархия. Начали активно возводиться монастыри и храмы, открываться духовные училища (в том числе и женское) и семинарии. 20 лет, вплоть до революции, выпускалась собственная епархиальная газета.По данным на 1904 год, епархия состояла из 251 православного и единоверческого прихода. Здесь существовало даже свое духовно-просветительское братство. Но вот, как говорилось в одном художественном фильме, «пришел гегемон, и все пошло прахом». Тех, кто отказался сотрудничать с новыми властями и поддерживать обновленчество, расстреливали и ссылали в Сибирь.
Среди последних был и епископ Евфимий (Лапин), который после ссылки еще в течение пяти лет сохранял титул епископа Олонецкого. Десять лет между сторонниками новых веяний и старой веры велись междоусобные бои, и храмы Петрозаводска переходили из рук в руки. В 1929 году сравнялись границы епархии и Карельской автономии.
В 1937-1938 годах были репрессированы все без разбора – и сторонники обновленчества (их центр находился в Крестовоздвиженском соборе), и сторонники патриаршества из Екатерининской церкви.
Ярый атеизм
Храмы стали гореть и закрываться. Мотивация была одна для всей советской России – отсутствие верующих и служителей культа. Возможно, так оно и было – люди были напуганы, служители культа расстреляны, в лучшем случае сосланы.В годы оккупации службы велись финскими православными священниками. После освобождения города Красной армией в Петрозаводске был один-единственный священник. Он и начал отправлять службы. Нынешняя Петрозаводская и Карельская епархия в 1944 году была отдана во временное пользование Псковскому и Порховскому архиепископу Григорию.
Позднее существенных изменений в жизни епархии не наблюдалось, храмы практически не открывались, приходы не образовывались, единственным существенным изменением была смена титула епископа, он стал называться Петрозаводский и Олонецкий. Раньше было наоборот. А в 1962 году управление этой церковно-административной единицей вообще перешло к митрополиту Ленинградскому. Так продолжалось вплоть до 1986 года.
Новая жизнь
В 90-е по всей России начинается возрождение церкви, и в 1990 году вновь Петрозаводская и Карельская епархия становятся самостоятельными. 14 августа этого же года архимандрит Крестовоздвиженского храма Мануил становится главой Петрозаводской епархии с титулом епископ Петрозаводский и Карельский. За годы возрождения этой епархии активно строились храмы, монастыри, открывались приходы, их количество достигло 7 (действующих обителей) и 63 приходов. Епархиальный центр находится в Петрозаводске.В этом городе много прекрасных храмов, и не только православных (их около 12), здесь есть культовые сооружения всех религий и конфессий. Очень красива стоящая на берегу Логмозера Церковь во имя Стретения Господня. Это один из старейших каменных храмов Петрозаводска. Сохранилась память о прежнем кафедральном соборе – Святодуховском пятикупольном храме высотой в 56,5 метров, безжалостно снесенном в 1936 году.
Главный собор епархии
Кафедральный храм, или, как принято говорить у православных, собор, находится в Петрозаводске. Это памятник архитектуры - Кафедральный собор во имя Александра Невского. В самом начале это была заводская церковь, возведенная на средства рабочих Александровского завода, и называлась она Александро-Невская.По проекту Постникова ее построил в 1826-1832 годах инженер Пьетро Карло Мадерни. Имела она три придела. Судьба ее схожа с историями тысяч православных храмов – в годы безверия их оскверняли, грабили, закрывали. В 1991 собор возвращен Петрозаводской епархии.
Видоизмененный и отреставрированный под руководством архитектора В. Г. Копнина в 2000 году храм освящен Алексием II.
Последнее структурное изменение и кончина настоятеля
Следующая реорганизация произошла в 2013 году. Петрозаводская и Карельская епархия лишается Костомукшской и Кемской церковно-административной единицы. 29 мая Священный Синод принимает решение об образовании Карельской метрополии, главой которой назначается епископ Мануил (Павлов Виталий Владимирович).Митрополия имеет свой официальный сайт и свои собственные средства массовой информации (газета «Логос» и еще две). Кроме того, печатные издания и сайты имеют все крупные приходы епархии. Необходимо отметить, что в ночь с 6-го на 7-е марта епископ Мануил скончался на 65-м году жизни после тяжелой болезни.
К особым его заслугам относится договор с финским православным архиепископом Иоанном о ненарушении приезжими финскими священниками канонических правил. Мануил подарил Иоанну антиминс с собственной подписью. Дружественные усилия двух православных церквей значительно уменьшили влияние лютеранства на территории республики Карелии.
Автор: Чернова Ольга
См. также: Кто такая богиня Кали? Легенда о богине Кали. Индийская мифология