Штора на кухню с балконной дверью: выкройки и фото

Шторы на окнах в любой комнате делают интерьер законченным и добавляют ему изюминку. Это касается не только спален, гостиных, но и кухонь. Штора на кухню с балконной дверью потребует особого подхода к выбору и дизайну, что в первую очередь связано с асимметрией оконного проема. Данное обстоятельно побуждает к поиску не совсем стандартных решений, и при оформлении подобного окна стоит принять во внимание несколько важных моментов. Выход на балкон со стороны кухни – это очень удобное решение с хозяйской точки зрения, но вот со стороны дизайна - очень трудная задача, касающаяся оформления. Всем известно, что дверь, ведущая на балкон, открывается внутрь. Поэтому использовать обычную занавеску будет не совсем удобно, так как дверь будет постоянно за нее цепляться. А так хочется, чтобы комната, где проводят большую часть времени все члены семьи, была максимально удобной и комфортной.

Оцениваем пространство кухни

Какие же параметры могут повлиять на выбор шторы на балконное окно:

  1. Обратите внимание на тип окна – оно с двумя створками или с одной. 
  2. Дверь со стеклом на всю длину или только наполовину. 
  3. Балкон открыт или застеклен. 
  4. Площадь кухни. 
  5. Необходимо учитывать пространство вокруг окна. 

Балконное окно с одной створкой


Штора на кухню с балконной дверью должна быть удобной и практичной. Она не должна мешать удобному открыванию дверей. Если в вашей кухне окно с одной створкой и дверью, тогда можно остановить выбор на занавесках, у которых одно полотно будет длиннее другого. А со стороны окна можно сделать широкое полотно с оригинальным подхватом. При раскрытии оно завесит полностью весь проем окна, что достаточно удобно.

Если в магазине не получилось приобрести готовую штору, тогда вы можете самостоятельно ее изготовить. Как сшить шторы на кухню? Первое, что вам необходимо сделать, так это замерить расстояние от карниза и до пола и ширину всего оконного проема. Не забудьте, что в ширине вам надо немного добавить на складки. Точный размер определите сами, он зависит от того, какой пышности вы хотите видеть складки на вашем окне.

А вот по вертикали вам надо брать размер с учетом колец, на которые впоследствии и будет подвешиваться штора. На кухню с балконной дверью очень длинная занавеска не подойдет.
Запомните: прежде чем подшивать штору, ткань, которая может дать усадку, замачивают в горячей воде, после чего высушивают, гладят и только затем подбивают.

Подшивать занавеску надо с четырех сторон. Швы с боковых сторон препятствуют растягиванию во время эксплуатации и помогают сохранить первоначальную форму. Тонкие ткани для штор с утяжелением снизу не подшиваются.

Создаем прямоугольную штору

Найти выкройки штор для кухни несложно, а если вы еще и творческая личность, так для вас нарисовать чертеж будущей занавески не составит большого труда. Итак, приступаем к выкройке прямоугольной шторы. Припуски на швы надо делать с учетом типа выбранной вами ткани. Если края «сыпучие», тогда оставьте не менее 5 см, а в других случаях хватит и 2,5 см. в верхней части шторы сделайте подгиб под ширину ленты для штор.

Пришить тесьму можно двумя способами:

  1. Накладным методом – ткань подгибается, и сверху пришивается тесьма.
  2. А во втором случае тесьму прикладывают с лицевой стороны шторы и пришивают, не закрывая нити для стяжки.После шов разглаживают, выворачивают. И пришивают второй край.

Выбирать тесьму стоит также в зависимости от типа ткани. Если занавеска легкая, то и она должна быть прозрачной, а для более плотных тканей выбирается и фурнитура плотнее.

Штора с подхватом

Можно также самостоятельно пошить штору с подхватом. Для этого вам понадобиться: отрез ткани, лента, тесьма, цепочка и любой декор, который захочется. Шторы с подхватом бывают нескольких видов:

  • боковые;
  • неполные;
  • центральные.
Самыми распространенными считаются боковые. На стене за занавеской прикрепляется крючок, на него накидывается петля, которая пришивается с обеих сторон подхвата.

Неполный вариант поддерживает штору в наполовину открытом состоянии, в этом случае ленту притачивают на достаточном расстоянии от края занавески с тыльной стороны. А с лицевой пришивается крепеж в виде пуговицы, липучки или крючка. В настоящее время в магазине можно приобрести разного рода заколки для подобных целей.

Для того чтобы создать центральный подхват, крючок или тесьма пришивается с изнаночной стороны по центру полотна, а с лицевой стороны завязывается на бант или узел.
Смещение от центра допустимо, даже желательно, так как штора на кухне с балконной дверью предполагает асимметричность, особенно этот момент важен для двери. Если сдвинуть подхват в сторону стены, то таким образом убирается препятствие для открывания дверей.

Как оформить двустворчатое окно с выходом на балкон?

Как мы уже говорили, выкройки штор для кухни найти не составит большого труда. В наше время можно выбрать самую красивую и стильную занавеску, которая преобразит комнату.

При выборе занавески на двухстворчатое окно стоит обязательно применить зонирование, при этом не скрывая асимметрию. На окно можно повесить короткую штору, а на дверь - длинную.
Такой выбор будет очень уместен для комнат, где балконная дверь полностью из стекла. Очень оригинально будет выглядеть занавеска перекрещенная.
Такой вариант шторы позволит удобно ее отодвинуть в тот момент, когда надо открыть дверь.

Штора на кухню с ламбрекеном

Широкий выбор шторы на кухню, фото в статье доказывают это, позволит каждой, даже самой придирчивой, хозяйке найти модель, которая придется ей по вкусу. Последние несколько лет большой популярностью пользуются шторы с ламбрекеном.

Существует несколько видов ламбрекенов: прямой, ламбрекен-шарф или сваг.

Главное, на что стоит обратить особое внимание, - это расположение ламбрекена. Он должен быть выше края балконной двери. Таким образом, вам надо или поднять весь ламбрекен или же применить особые хитрости.

Как сшить шторы на кухню с ламбрекеном? Особых навыков не потребуется, выкройка делается так же, как и на обычную штору, только добавляется отдельное полотно, которое и является тем самым ламбрекеном.
Прямой формы ламбрекен выкраивается в виде прямоугольника, нашивается на тесьму и стягивается. Если над дверью сделать вертикальный перехват и закрепить его на специальном крючке, то ее открыванию ничто не будет мешать. Ламбрекен-шарф также нетрудно будет сшить, выкройка составляется в виде прямоугольника, а сборки уже вы сможете сделать такими, как вам больше нравится. При этом особых затруднений с балконной дверью вы не заметите.

Штора для кухни с ламбрекеном-свагом

Достаточно трудно будет создать самостоятельно ламбрекен-сваг для шторы на кухню. Фото, приведенные в статье, указывают на то, что, несмотря на сложность, этот тип самый красивый и удобный. Для кухонного окна с дверью на балкон можно изготовить несколько свагов разной величины. Самые длинные можно расположить над дверью, а короткие - над окном. А можно выбрать и асимметричный вариант свага, длиннее в области окна и короче над дверью.
Самыми красивыми и удивительными считаются сваги в складку, хотя их пошить будет достаточно трудно. Мелкие надо выкроить по косой, а крупные - вдоль долевой нити. Большинство дизайнеров, которые создают невероятные шторы для кухни с балконом (фото указывают на широкий их выбор), имеют в своем распоряжении дополнительные аксессуары к ламбрекенам:

  • Складчатый фестон
  • Кокилье
  • Колокольчик
  • Галстук


Каждое из этих дополнений по-своему оригинально и привлекательно. Главное, что нужно учитывать при самостоятельном пошиве шторы для окна с балконной дверью, - то, что штора не должна мешать легкому и свободному открытию дверей.

Другие разновидности штор

Кроме штор, которые мы описали и которые каждая хозяйка сможет пошить самостоятельно, есть еще и широкий выбор занавесок для кухни с балконной дверью в готовом виде. Каждая хозяюшка сможет создать свои невероятные и привлекательные шторы. Кухня с балконом, фото доказывают это, может стать уютной, модной и комфортной.
Так, в настоящее время вам могут предложить:

  • Раздвижные шторы
  • Рулонные шторы

Если у вас есть свободное пространство в области окна, можно применить на одном оконном проеме сразу несколько вариантов занавесок. Например, использовать японские вместе с жалюзи. Или же вокруг окна повесить длинные шторы с ламбрекеном в форме рамы, а в центре на стеклах расположить жалюзи.

Широкий выбор материалов и огромная фантазия хозяйки позволит обустроить свое окно на кухне с балконной дверью красиво и, главное, удобно. Чтобы, выходя на лоджию, не чувствовать неудобства с открыванием, чтобы штора на кухню с балконной дверью не была помехой.

Автор: Елена Жмакина

"Булгария", теплоход. Крушение теплохода «Булгария» в Куйбышевском водохранилище

В 2011 году 26 июля из глубин Куйбышевского водохранилища близ села Сюкеево Республики Татарстан была поднята «Булгария». Теплоход, который хранит мрачную и грустную память об ужасной трагедии, произошедшей 10 июля.
Это крушение – самая крупная катастрофа транспорта на реке в истории современной России.

Немного из истории судна до трагедии

Теплоход был построен в 1955 году в Чехословакии. С тех пор на нем никогда не производили капитальный ремонт. Первоначальное название теплохода – «Украина». Можно отметить, что у моряков есть одно суеверие: нельзя изменять имя корабля, ни при каких обстоятельствах. Однако в 2001 году теплоходу дали новое имя – «Булгария». Так совпало, что и Куйбышевское водохранилище было организовано в 1955 году, когда была построена Жигулевская ГЭС, перекрывающая Волгу. В то время под водой остались сотни сел с остатками жилых строений. Место крушения «Булгарии» было тем же злополучным местом, где когда-то это судно уже терпело неприятности.
Это еще один ужасающий факт – «Булгария» один раз уже тонула именно в том же месте и при подобных обстоятельствах. Об этом рассказал один из бывших в то время штурманов одному из изданий прессы. Это произошло в 2007 году. Во время сильного шторма были затоплены нижние кубрики (вода проникла в помещения тоже из открытых иллюминаторов). На тот момент экипаж нашел выход из создавшегося положения и не дал судну уйти ко дну.

День трагедии – крушение теплохода «Булгария»

9 июля - первый день обычного круиза «Булгарии» по Волге... Никто даже предполагать не мог, что это путешествие обернется ужасной трагедией для всей России. После благополучного прибытия в Болгар, на вторые сутки (10 июля 2011 года), ближе к обеду, примерно в 15 минут двенадцатого судно направилось в обратную дорогу. Всего на нем был 201 пассажир. Было получено сообщение от радистов об ухудшении погоды. Порывы ветра предполагались до 18 м/с, а это вполне переносимое нормальное явление. Однако через некоторое время ветер стал усиливаться и постепенно превратился в шторм. Теплоход начал крениться.В результате увеличения наклона судна объем поступающей воды в отсеки судна через открытые иллюминаторы достиг 125 тонн за минуту. В следующие несколько секунд резко увеличился крен правого борта до 20 градусов. Примерно в половине второго дня произошло непоправимое – затонул теплоход «Булгария».

О технических неисправностях судна

На тот момент в машинном отделении судна как обычно работали машинисты, занимавшиеся устранением неполадок в одном из сломавшихся в самом начале тура двигателей. Это практически обычная, нестрашная и поправимая ситуация для моряков. И все же это говорило о том, что «Булгария» - теплоход, который давно нуждался в капитальном ремонте. И при всем этом билеты на ближние несколько круизов были давно раскуплены, и отменять их никто не собирался.

Спасение пострадавших, оказание помощи

К сожалению, два судна, проплывающих мимо тонущего теплохода, – сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66», не оказали «Булгарии» и ее пассажирам необходимой помощи.Первым откликнувшимся на беду оказался круизный пассажирский теплоход «Арабелла». Кроме того, экипаж оказал спасенным и первую медицинскую помощь.

Капитан «Булгарии»

Капитаном туристического судна был Александр Островский. По свидетельствам очевидцев, он пытался вывести теплоход на мель, однако корабль совсем немного не дотянул до нее. Возможно, капитан на тот момент понял, что судно терпит неминуемую катастрофу. Хоть и скорость была максимальной, до мелкой глубины теплоход не дотянул всего лишь 40 метров. По расчетам представителей МЧС, в случае выведения судна на мель, результаты и последствия трагедии были бы не настолько ужасными и трагическими. Капитан Александр Островский вместе со многими пассажирами погиб. На этом же теплоходе была и сестра капитана, которая тоже погибла. Старший электромеханик теплохода Василий Байрашев рассказал, что капитан до последнего надеялся на спасение судна и пассажиров и пытался что-то сделать.

Последствия катастрофы

Это произошло от берега в трех километрах. Страшную катастрофу перенес теплоход «Булгария». Погибшие – 122 человека. Всего спасены 79 пассажиров, 14 из них были сразу госпитализированы. Спасенные были доставлены в город Казань на борту другого круизного теплохода – «Арабелла».Сразу после кораблекрушения на протяжении нескольких дней продолжались операции по подъёму «Булгарии» со дна водохранилища и по поискам тел погибших с привлечением огромного количества техники и спасателей.

Расследование крушения

В начале 2013 года расследование уголовного дела по происшествию с «Булгарией» завершилось. Генеральный директор компании – субарендатор теплохода Инякина Светлана получила впоследствии смягченное наказание: 11 лет заменены на 9 с половиной лет заключения в колонии общего режима. Также заслужили наказание следующие подследственные по данному делу: Хаметов Р. (помощник капитана «Булгарии») осужден на 6,5 лет; начальник Казанского отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев – 6 лет заключения; бывший глав. госинспектор этого же управления Владислав Семенов – 5 лет; старший эксперт Росречрегистра (Камского филиала) Яков Ивашов освобожден от назначенного наказания и отпущен прямо в зале суда, попав под амнистию (был первоначально осужден на 5 с половиной лет).Однако прокуратура республики Татарстан обжаловала приговор, считая его слишком мягким. Гособвинение попросило изменить вышеуказанный приговор суда Московского района г.Казани и вновь назначить четырем подсудимым более суровые приговоры: Инякиной С.– 14 лет 6 месяцев, Тимергазееву И. и Семенову В.– по 8 лет; Ивашову Я. – 7 лет лишения свободы. Капитанов «Арбат» и «Дунайский-66» наказали штрафами в размере 130-190 тысяч рублей.

Причины трагедии

Самыми основными причинами крушения «Булгарии» являются сильный износ судна, перегруженность его пассажирами и грубые нарушения в процессе эксплуатации, а также сильный шторм. Помимо всего прочего, у субарендаторов судна не было необходимых разрешений, чтобы использовать его именно для туристических круизов. 233 человека максимально по проекту строительства должна была вмещать «Булгария». Теплоход рассчитан на 140 мест для пассажиров. В том круизе на борту судна был 201 человек с большим количеством детей. Среди пассажиров оказались и беременные женщины. Много причин сопутствовало такому трагическому исходу путешествия «Булгарии». Одной из причин оказалась недостаточно правильная техническая оснащенность спасательными средствами. На многих телах утонувших, извлеченных водолазами, были жилеты. Однако они никого так и не спасли. А это значит, они не отвечали необходимым требованиям. Много людей было во внутренних помещениях «Булгарии». Они даже не успели выбежать на палубу. Все произошло очень быстро. По рассказам очевидцев, в воду судно ушло всего минуты за две-три. За такое время шансов выбраться пассажирам из кают и трюмов не было никаких. Самое главное, теплоход был технически неисправен и шел с большим креном на правый борт. Как раз этот борт и зачерпнул большой объем воды при повороте, что и стало основной причиной ухода судна под воду. Причины кораблекрушений подобного рода всегда не единичные, комплексные. Наиболее правдоподобными в данной катастрофе выглядят вышеуказанные или совокупность различных причин: перегруженность судна; технические неисправности; неблагоприятные погодные условия; недостаточная оснащенность спасательными средствами. Все это в целом и привело к ужасной беде – гибели больше ста человек (из которых 28 – дети).

Причина смерти большого количества детей

На всех туристических судах есть специальная программа аниматоров на время ухудшения условий погоды во время путешествия. Имела ее и "Булгария". Теплоход содержал игровую музыкальную комнату для таких случаев. Все дети были приглашены на праздник. Самому старшему ребенку было 12 лет. В то время, когда теплоход начал крениться, дети наслаждались представлением. Перепуганные дети кричали, звали на помощь своих родителей. В связи с тем, что взрослые ринулись спасать своих детей, началась давка. В такой обстановке смогли спастись только 79 из 201 пассажиров, 28 детей погибло.При всем этом, в самой игровой комнате нашли тела только семи детишек. Остальные были в коридоре и в других помещениях корабля. Они не успели выбраться.

Спасенные, выжившие

Относительно счастливыми оказались те, кто в момент начавшейся трагедии находился наверху, на палубе – их просто смыло водой. Выжили те, кто смог удержаться на плотах и других предметах на поверхности воды. Многие просто держались за что-либо. Многие даже до конца не успели осознать, что же произошло. Надежда на спасение у них усилилась, когда на горизонте появились «Арбат» и «Дунайский-66». Ужасно – они прошли мимо.

Свидетельские комментарии оставшихся в живых пассажиров

Спасенные свидетельствуют, что «Булгария» затонула за пару минут. Даже не успели шлюпки спустить, только два надувных плота раскрылись. Один из выживших рассказал, что отдыхал на теплоходе вдвоем с женой. В тот момент, когда «Булгария» стала крениться, он схватил супругу за руку и выбежал на палубу. Там уже столпились многие пассажиры. Мужчина нашел спасательный круг и, привязав его к супруге, выкинул ее за борт. За ней он смог отправить туда же и мужчину с двумя детьми, а потом и сам спрыгнул в воду. Спасены они были местными рыбаками на лодках. Другой мужчина рассказал, как спас 5-летнего малыша, потерявшего маму и бабушку, а затем спас и женщину. Однако спасти свою жену, причем беременную, ему не удалось. Таких душераздирающих рассказов у каждого выжившего пассажира «Булгарии» много. И почти все они утверждают, что многие члены экипажа пытались в первую очередь спасти себя. Куйбышевское водохранилище стало свидетелем ужасной трагедии, принесшей смерть отправившимся в приятное путешествие людям. Эта катастрофа является следствием непростительной безответственности.

Автор: Резеда Зарипова

Кто такая богиня Кали? Легенда о богине Кали. Индийская мифология

Индийские мифы о богах, в отличие от античных, до сих пор остаются малоизвестными, и большинство европейцев не имеют о них ни малейшего представления. Интересно, что такие легенды являются не обычными рассказами, а настоящими эпосами, в правдивость которых свято верят истинные индусы.

Появление богов

История Древнего мира полна различных преданий и мифов, и у каждого народа они свои. Как известно, появлению многочисленных богов способствовал тот факт, что люди в далеком прошлом не могли объяснить, почему происходят те или иные явления природы. Человек отлично понимал, что есть много вещей, которые он не может делать сам, например, метать молнии, вздымать огромные волны на море или поднимать ветры. Поэтому такие способности он начал приписывать более могущественным существам, которые смогли бы вызывать столь грандиозные явления. Они обычно имели облик человека или животного. Индийские боги и богини часто наделялись внешностью и качествами тех и других. Ярким тому примером могут быть Ганеша или Хануман – оба с человеческой фигурой, но один с головой слона, а другой – обезьяны. Не секрет, что наиболее разнообразным и богатым из всех языческих верований является именно индийская мифология. Боги и богини, о которых пойдет речь в этой статье, еще и наделялись несколькими ипостасями. Надо сказать, что индуистские легенды начали складываться примерно в I веке н. э. в ведической культуре индо-ариев. И все это благодаря брахманизму, подвергшемуся влиянию буддизма. Кроме того, в индуизм были включены многие из идей ведизма. Эта образовавшаяся религия стала новым этапом в развитии древнеиндийского общества.

Главная триада

Индуизм на первый план поставил бога-творца и установил более строгую иерархию в пантеоне. Имена индийских богов, таких как Брахма, Шива и Вишну, входят в триаду (тримурти) верховных существ, воспринимаемых как проявление единого божества. Первого из них почитали как создателя и управителя мира, который устанавливает на земле социальные законы (дхарма) и делит общество на касты. Со временем особые роли стали отводиться и двум другим: бог Шива стал разрушителем, а Вишну – охранителем. Вследствие такого разделения возникли два основных направления в индуизме – шиваизм и вишнуизм. Даже сейчас последователей данных течений довольно много. Индуистская религиозная система, состоящая из различных культов, в соотношении с образом Вишну выработала концепцию аватар, представляющую собой учение о боге, который время от времени нисходит в мир людей. При этом каждый раз он меняет свой облик.

Пантеон 

Как известно, индусы поклоняются сотням богов и богинь. Одни из них белые, как перья лебедя, другие красные, как будто работали не покладая рук, под лучами палящего солнца, третьи же совсем черные, словно уголь. Но всех их объединяет одно – они держат мир и судьбу народов в гармонии. Пантеон построен таким образом, что все древние божества в нем занимают свою нишу. Брахма – владыка всего сущего, который имеет четыре красных лика, смотрящих в разные стороны. Его обычно изображают сидящим в позе покоя на белом или розовом лотосе. Живет он на величественной горе Меру. Его жена Сарасвати является покровительницей наук и искусств. Индийский бог с головой слона – Ганеша. Он считается одним из самых популярных мифических персонажей. Его отцом был бог Шива, а матерью – богиня Парвати. С ним связана одна интересная легенда, согласно которой он изначально был прекрасным ребенком. Вскоре боги пришли поздравить родителей с появлением на свет сына и принесли с собой подарки. Увидев младенца, все они восхищались его красотой. Единственным, кто не посмотрел на него, был бог Шани, который обладал губительной силой взгляда. Несмотря на это, Парвати настояла, чтобы он увидел ее сына. Как только Шани взглянул на него, голова ребенка покатилась и упала на землю. Шива пытался спасти мальчика, приставив ее обратно, но она так и не приросла. Тогда Брахма посоветовал родителям поменять ее на голову первого животного, которое попадется им на пути. Им оказался слон. Кроме того, индийский бог мудрости Ганеша является покровителем путешественников и купцов.
Весь пантеон перечислить невозможно. Вот только несколько наиболее известных и почитаемых божеств:
● Индра – хранитель Восточной стороны света. Он является богом войны и правителем Амаравати – одного из так называемых нижних небес.
 ● Варуна – всевидящий и карающий судья. Он является воплощением истины и мирового порядка. Именно он разыскивает виновных, наказывает их, а также отпускает грехи.
● Агни – индийский бог огня. Он представляет собой воплощение священного пламени, которое своими языкам возносит жертву прямо на небеса.
● Сурья – озаряет мир светом, уничтожает тьму, болезни и врагов. Он олицетворяет всевидящее Око богов Варуны, Митры и Агни.
● Кама – всегда изображается в виде красивого юноши с луком и стрелами. Он является покровителем влюбленных и похож на своего европейского собрата.
● Ваю – повелитель ветра, олицетворяющий мировое дыхание (прану).
● Яма – довольно свирепое божество. Он является владыкой царства мертвых и управителем Чистилища.
Все вышеперечисленные божества обладают большой силой и могуществом, но все они преклоняются перед лицом великой и устрашающей Кали.

«Рамаяна» и «Махабхарата»

История Древнего мира неразрывно связана со множеством мифов и легенд. Но, пожалуй, самыми известными являются индийские эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата», которые были написаны на санскрите примерно 2 тыс. лет назад. Обе поэмы относятся к жанру, называемому героическим эпосом. Это значит, что действия, описанные в них, - не что иное, как исторические предания, т. е. их содержание основано на реально произошедших когда-то событиях. И это в первую очередь относится к эпосу «Махабхарта». Как считают историки, в нем идет речь о междоусобной войне, вспыхнувшей между двумя ветвями царского рода племени Бхаратов где-то на рубеже II-I веков до н. э.
События, на которых основана «Рамаяна», для специалистов менее ясны. Но все же считается, что и здесь присутствует исторический стержень. Ученые полагают, что данная поэма рассказывает о борьбе завоевателей Индии, племен ариев, с коренным населением индийского юга. Эти события могут относиться к XIV-XII столетиям до н. э. Данный эпос повествует о походе Рамы, одного из самых любимых героев не только Индии, но и сопредельных стран, к острову Ланка (скорее всего, это современный Цейлон) и о поисках его жены, которую похитил предводитель демонов-ракшасов. «Рамаяна» состоит из 24 тыс. шлок (двустиший), собранных в семь книг. В мифологии индийский бог Рама является седьмым воплощением Вишну. В этом образе он избавляет как людей, так и богов от власти злобного предводителя ракшасов Равана. В обоих памятниках древнеиндийской поэзии непостижимым образом переплелись аллегория, правда и вымысел. Считается, что «Рамаяна» вышла из-под пера Вальмики, а «Махабхарата» - мудреца Вьяса. Стоит отметить, что в том виде, в котором дошли до нас эти произведения, они не могут принадлежать какому-то конкретному автору или относиться лишь к одному веку. Эти великие эпосы являются результатом многочисленных изменений и дополнений.

Легенда о богине – Матери всех миров

В глубокой древности асура Махиша долгое время исполнял покаяние и за это был награжден даром, который давал ему возможность становиться невидимым. Тогда этот демон задумал стать владыкой мира и свергнул Индру с небесного престола. Боги, которые не захотели подчиняться свирепому демону, отправились к властителям мира Брахме, Вишну и Шиве и умоляли спасти их от такого унижения. Из уст разгневанной триады вырвалось пламя гнева, соединившееся в огненном облаке. Озарив грозным блеском всю Вселенную, из него появилась женщина. Ее лицо было пламенем Шивы, руки олицетворяли мощь Вишну, а пояс – силу Индры. Ее брови создали божественные братья-близнецы Асивины, глаза – повелитель огня Агни, уши – ветреный Ваю, зубы – Брахма, волосы – владыка царства мертвых Яма, а бедра – Притхиви, богиня земли. Небожители дали ей в руки оружие: топор и трезубец, лук и стрелы, петлю и палицу. Так возникла богиня Кали. Воинственный и страшный клич вырвался из уст Матери, и она, оседлав льва, бросилась на врага. Тысячи воинов, подчинявшихся Махиши, набросились на нее, но она с легкостью отражала их атаки. Ее дыхание создавало все новых и новых воинов, которые с неистовством бросались в сражение. Грозная богиня закалывала демонов копьем, рубила мечом, убивала их стрелами, накидывала им на шеи петли и волоком тащила их за собой.
От этой великой битвы потемнело небо, затряслись горы и полились реки крови. Несколько раз богиня Кали настигала Махишу, но он все время менял свой облик и уходил от нее. Но, наконец, она огромным прыжком нагнала демона и с невиданной силой обрушилась на него. Она наступила своей ногой ему на голову и ударом копья пригвоздила его к земле. Махиша опять попытался принять иной облик и снова ускользнуть от разгневанной богини. На этот раз она опередила его и мечом отсекла ему голову. Радуясь одержанной победе, Кали начала танцевать. Она двигалась все быстрее и порывистее. Все вокруг стало сотрясаться, отчего миру грозило полное уничтожение. Боги испугались и стали умолять Шиву прекратить неистовый танец Матери, но даже ему не удалось остановить ее. Тогда он лег перед ней на землю, но и это не помогло. Она продолжала свой неистовый танец, попирая ногами его тело, пока не осознала всего происходящего. Только тогда она остановилась. Боги преклонились перед Матерью всех миров. А она, уставшая от сражения, окровавленная и теперь добродушная пообещала им помогать каждый раз, как только потребуется ее поддержка. После этого богиня скрылась в своих неприступных храмах, чтобы отдохнуть и насладиться своей победой. Извечная Мать всего сущего, она за все в ответе, поэтому всегда остается в боевой готовности.

Изображение

Прежде всего Кали – богиня смерти, поэтому вполне естественно, что она выглядит угрожающе. Обычно ее изображают темнокожей, худой и четырехрукой женщиной с всклокоченными длинными волосами. С левой стороны в верхней руке она сжимает покрытый кровью врагов меч, разрушающий двойственность и всякие сомнения, в нижней – отрубленную голову демона, которая символизирует усечение эго. Справа вверху ее десница делает жест, отгоняющий страх. Снизу же – благословляет на осуществление всех желаний. Руки богини – это символ четырех основных чакр и сторон света.
Глаза Кали управляют тремя главными силами: созиданием, сбережением и разрушением. Пояс, который она носит, целиком состоит из человеческих рук, что означает неминуемое действие кармы. Синий или черный цвет ее кожи является символом смерти, а также вечного космического времени. Гирлянда из черепов, которой украшена богиня, символизирует целую цепочку человеческих воплощений. Ее ожерелье состоит ровно из пятидесяти деталей, столько же букв в санскрите - кладезе знания и силы. Взъерошенные волосы Кали служат таинственным занавесом смерти, окутывающим всю человеческую жизнь, а ярко-красный язык является символом руны раджас, а также энергии Вселенной.

Многоликая Кали

У этой богини две стороны: одна разрушительная, другая – созидательная. Под ликом Бховани она олицетворяет собой первое из начал. Поэтому ей необходимо приносить в жертву животных, так как она черпает свою силу из живых существ. Под ликом Дурги она истребляет зло. Если кто-то решил попросить у нее помощи в борьбе с демонами, он должен пожертвовать ей буйвола. Богиня Кали является одной из ипостасей Дурги или Деви, жены Шивы. Она олицетворяет грозную сторону божественной энергии своего мужа. Кали обладает невиданной разрушительной силой, и об этом красноречиво говорит множество ее имен, например, Шри Кродхини (Вселенский гнев), Шри Уграпрабха (Источающая ярость), Шри Нарамандали (Носящая гирлянду из человеческих черепов). Удивительно, но факт, что столь свирепую богиню считают символом материнской любви и заботы, а также почитают как защитницу всего человеческого рода от зла. При этом ее называют Шри Манорама (Наивысшее Божественное благоволение и очарование), Шри Виласини (Океан восторга) и другими подобными лестными именами.

Культ богини

Когда-то поклонение Кали было распространено практически повсеместно. Об этом говорят различные научные исследования, а также документальные свидетельства, коими являются священные тексты, принадлежащие разным религиям. Культ так называемой Черной богини имел в древние времена свои аналоги во всех уголках мира. Например, древние финны в дохристианскую эпоху молились Черной богине, которую именовали Кальмой. Семитские племена, некогда проживавшие на Синае, жриц богини луны называли Калу. Считается, что это не просто совпадения, так как рассматриваемый нами мифический персонаж является Матерью всех миров, которую почитали под разными именами и формами практически повсюду. Сейчас индийская богиня Кали пользуется особенным признанием в Бенгалии как истребительница демонов. Дело в том, что на территории этого штата находится главный храм Калигхата (англичане произносят его название как Калькутта), посвященный именно ей. Отсюда пошло и название столицы Бенгалии. Второй по величине храм, воздвигнутый в честь этой богини, расположен в Дакшинешваре. Праздник, посвященный Кали, отмечают в начале сентября. Во время проведения ритуального служения ее почитатели должны тремя глотками выпить освященную воду, а затем нанести между бровями специальную отметину красным порошком. У изображения или у подножия статуи богини возжигали свечи и подносили ей красные цветы. После этого читали молитву, а затем, вдыхая благоухание цветов, верующие садились вкусить жертвенные подношения.

Секта тугов

В период с XII по XIX век на территории Индии существовала некая тайная организация. Ее называли сектой тугов. Она состояла из настоящих фанатиков, которые посвящали всю свою жизнь только служению богине смерти Кали. В основном банды тугов действовали в Центральной Индии. Они занимались грабежом караванов и убийством путешественников. Обычно свою жертву туги душили, набрасывая ей на шею шарф или веревку, а труп сбрасывали в колодец или тут же закапывали при помощи ритуальной кирки или мотыги. До сих пор точное количество их жертв не установлено, но, согласно Книге рекордов Гиннесса, их было около 2 млн. В 30-е годы XIX века тогдашнему генерал-губернатору Индии, обязанности которого исполнял лорд Уильям Бентинк, удалось покончить с сектой тугов путем многочисленных арестов и последующих за ними казней. С тех пор в английском языке появилось слово thugs, обозначающее «головорез», «разбойник», «убийца».

Ошибочное восприятие

На Западе есть культы сатанинских и мистических направлений. Они не только ошибочно воспринимают, но и описывают Черную богиню, сравнивая ее с египетским божеством Сетом. Ее изображают в виде беспощадной убийцы и жестокой кровопийцы, которая поедает плоть своих многочисленных жертв. Богиня Кали имеет бесчисленное количество ипостасей, образов и воплощений. Она всегда загадочная и может быть одновременно устрашающей и притягательной. Она тревожит душу, а ее лики никого не оставляют равнодушным. Кали вобрала в себя все мыслимые проявления и формы божественного начала – от гневных и откровенно ужасающих до самых привлекательных и милостивых.

Автор: Елена Сергиенко

В каких странах есть падающие башни?

У всех на слуху Пизанская башня. Но знаете ли вы, что такое чудо, как наклоненное здание, можно увидеть чуть ли не в каждой стране? А иногда, как вот например, в Китае, Италии или России, их имеется и по несколько штук. Но пиар – великая сила. Пизанская падающая башня, фото которой растиражированы так, что всякий, даже заядлый домосед, видел ее, затмевает все остальные наклонные постройки. И мало того: этот шедевр средневекового зодчества с таким опасным изъяном стали копировать. Людям нравится щекотать себе нервы и жить в зданиях, которые якобы падают. А потому сейчас возводят постройки, в проект которых специально заложен угол наклона. Такие «падающие» новостройки появились в Дюссельдорфе, Абу-Даби, Мадриде, Монреале и Лас-Вегасе. Но в данной статье мы поговорим все же о старых зданиях. Некоторые из них, как например, башня в испанском городе Сарагоса, не выдержали борьбы с гравитацией, но многие до сих пор стоят и даже зафиксировали намертво свой угол наклона.

Почему они падают?

Причин отклонения здания от вертикальной оси может быть много. Зодчие, начиная строительство, должны не только начертать проект сооружения, но и исследовать грунты на месте его возведения. Песчаные либо болотистые почвы со временем проседают от тяжести здания, отчего оно может дать крен. Именно это послужило причиной того, почему падает Пизанская башня. Само сооружение из разноцветного мрамора совершенно. Постройка напоминает застывшее каменное кружево. Однако крениться она начала еще во время ее возведения. Постепенно угол наклона стал угрожающим. Но теперь реставраторы смогли решить эту проблему. Они полностью закрепили грунты под цоколем башни и остановили ее падение. Землетрясения часто разрушают постройки или… наклоняют их. Движение тектонических плит также может привести к крену высоких башен. Этот процесс не такой стремительный, как землетрясение, но с годами угол наклона становится все заметнее. Сейчас, если присмотреться к лондонскому Биг-Бену, можно увидеть, что он почти на полметра смещен к северо-западу. Есть и такие «падающие» постройки, которые появились не в результате инженерного просчета, а наоборот, гениальной дальновидности. Таких башен много в Китае. Архитекторы, учитывая розу ветров и грунты, специально придали постройкам такой угол наклона, чтобы они были устойчивее.

Самая-самая падающая башня

Где находится эта рекордсменка? Это отнюдь не Пизанская башня. У знаменитой на весь мир итальянской постройки угол наклона всего лишь 5,2 градуса. А вот башня Хучжу, которая расположена в горах Тянь-Ма в китайской провинции Сунцзян близ Шанхая, накренилась на 6,63 градуса. К тому же эта семиэтажная каменная конструкция высотой в девятнадцать метров более чем на сто лет старше своей пизанской соперницы. Ее возвели при императоре Юаньфэне, приблизительно в 1079 году. Башня изначально задумывалась как наклонная. В этом месте часто дуют сильные юго-восточные ветры. Башня наклонена в противоположном направлении, так что потоки воздуха поддерживают ее. Говорят, что если бы здание сделали строго вертикальным, то оно бы давно уже рухнуло. С тем же расчетом в 1621 г. была возведена Драконья Башня Гуйлун на острове Цзян-синь посреди реки Юцзянь. Ее верхушка отклонена от основания более чем на метр.

Скромная рекордсменка

Если главным критерием счесть не отклонение верхушки от основания (измеряется в метрах), а просто угол наклона от земной поверхности, исчисляемый в градусах, то в лидеры выходит небольшая безымянная падающая башня. Страна Китай, провинция Ляонин, уезд Суйчжун – вот ее координаты. Угол падения – целых двенадцать градусов – в два с половиной раза больше, чем у Пизанской башни. Однако китайское строение небольшое. Оно состоит из трех этажей и имеет всего десять метров высоты (против 90 м у Пизанской башни). А потому отклонение верхушки от основания невелико.

Самая старая падающая башня

Она также расположена в Китае. Это башня Хуцю. Восьмиугольное семиэтажное строение из черного кирпича было воздвигнуто при Сяньдэ (династия Поздний Чжоу) около 959 года. Причиной наклона в этом случае (от этого чаще всего и появляются падающие башни) является недочет зодчих. Мягкие грунты со временем просели, и сейчас у китайских реставраторов появилась большая проблема: как бы остановить падение древней достопримечательности. Ситуация стала опасной: старинный кирпич стал крошиться. В 1981 году степень проседания удалось стабилизировать. Был зафиксирован и угол наклона. Он составляет 2,47 градуса. При этом верхушка отстоит от основания на 2,32 метра.

Падающие башни в России

В нашей стране также часто можно встретить накренившиеся (иногда и под довольно опасным углом) здания. Самое знаменитое – Невьянская башня. Расположена она в одноименном районном центре Свердловской области. Это памятник восемнадцатого века. Впрочем, славу Невьянской башне принес не заметный угол наклона, а уникальная слуховая комната. В ней отличная акустика. Там же, на Урале, есть и колокольня при соборе в городе Усолье. В Казани в местном Кремле верхушка башни Сююмбике отклонилась от основания почти на два метра. И, наконец, в Соликамске при Крестовоздвиженском соборе также имеется «падающая» колокольня. Что интересно, причины наклона зданий русская народная мысль никогда не приписывает движению тектонических плит, проседанию грунтов или инженерным просчетам. Всегда виноваты черти, смерть казанской княжны (Сююмбике) или ностальгия зодчего Афанасия по родной Туле (Невьянск).

Пиза, Болонья, Венеция, Рим

Знаменитая колокольня при кафедральном соборе в Пизе – не единственная падающая башня в Италии. И даже в этом городе имеется еще одно наклонное строение. Это колокольня монастырской церкви святого Михаила ордена Босоногих. Некогда средневековые города имели светские дома-башни, где обитали знатные семьи. В Болонье остались две такие постройки - Торе дельи Азинелли (высотой под сто метров) и вдвое ниже ее Торе Гаризенда. Обе стоят на улице Риззоли и являются символом Болоньи. В Венеции падающих башен также две. Первая расположена на острове Бурано. Это колокольня церкви сан-Мартино. Вторая же расположена в районе Кастело. Это колокольня православной греческой церкви Сан-Джорджо деи Греки. Землетрясение 1348 года превратило ранее прямую башню Милиции (возведена при Папе Иннокентии Третьем) в падающую.

«Кривые вежи» Польши

Болотистая местность, сильные устойчивые ветра плюс недочеты при строительстве породили падающие башни в этой стране. Правда, их скромно называют «кривыми». Наиболее известная из них - Кшива Вежа в Торуни. Она входит в состав средневековых оборонительных сооружений города. Возвелиее в тринадцатом столетии. С тех пор она на полтора метра отклонилась от вертикали. Еще одна «Кшива Вежа» находится в городке Зомбковице-Слёнске, что при костеле святой Анны (1413 год). Из-за смещания тектонических плит в конце XVI столетия башня начала крен. Сейчас ее наклон составляет два метра. В башне расположен музей Франкенштейна. Во Вроцлаве к старейшему зданию города костелу Святой Идзи примыкает кривая башня Капитула.

Наклонные колокольни и другие здания

Нам остается только перечислить падающие башни, раскиданные по всему миру. Это Старая церковь (Oude Kerk) в голландском городке Делфт, церковь Святой Маргариты в румынском Медиаше. Из-за особенности грунтов таких наклонных построек хоть пруд пруди в Великобритании и Ирландии. Можно назвать башню Грейфрайерс в Кингз Линн, Бриджнорт (Шропшир), Килмакду в Голуэй (Ирландия), замок Каэрфили в Уэльсе, часовую башню Альберта в Белфасте. В Германии, в Ульме также есть падающая башня с углом наклона в 3,3°. И даже в Киевской Лавре Большая колокольня накренилась на 62 сантиметра в северо-восточном направлении, что при высоте постройки в 96 метров очень заметно.

Автор: Варка Светлана Геннадиевна

В честь кого назван салат "Цезарь". Салат "Цезарь": история

В каждой стране есть блюдо, представляющее собой визитную карточку современной кулинарии народа. Для России это оливье, а для США – салат «Цезарь». Эти две закуски давно уже перешагнули государственную границу и принялись победно шествовать по планете. В результате оливье за рубежом называют «русским салатом». «Цезаря» же постигла иная участь: он оброс такими вариациями, что чуть было не потерялся оригинальный рецепт. У этого блюда интересная история. Ниже мы расскажем, в честь кого назван салат «Цезарь», при каких обстоятельствах появилась на свет эта закуска, а также дадим аутентичный рецепт ее приготовления. Коснемся и вариаций. Что делать? Они ведь тоже имеют право на существование. Мы расскажем несколько интересных фактов из жизни официального создателя закуски. Проследим, как развивался рецепт далее. Не обойдем вниманием и знаменитый вустерский соус, который, как утверждают американские поваренные книги, является ключом блюда.

В честь кого назван салат «Цезарь»

Официально создателем закуски считается итальянец Чезаре Кардини. После Первой мировой войны он вместе с братом Алессандро, летчиком, эмигрировал в США. В новой стране они изменили свои имена на американский лад. Чезаре стал Цезарем, а Алессандро – Алексом. Господа Кардини были смекалистыми людьми. В 20-е годы ХХ столетия, когда в США ввели сухой закон, они открыли в мексиканском местечке Тихуана ресторан с отелем и казино. От шумного города Сан-Диего заведение братьев отделяли только двадцать километров и государственная граница. Жаждущие выпить американцы чуть ли не каждый вечер выбирались на мексиканскую сторону – ведь там сухой закон не действовал. Именно в ресторане в качестве закуски к обильным излияниям и был придуман салат «Цезарь».

Иные варианты

Но есть и другая версия. Некий Ливио Сантини, работавший поваром у Кардини, после того как салат «Цезарь» заработал славу, стал утверждать, что рецепт придумал именно он, а босс попросту присвоил его себе, назвав закуску своим именем. И наконец, по третьей версии, блюдо впервые было подано в 1903 году в Чикаго, в маленьком ресторанчике The New York Cafe. Автором закуски был тоже итальянец – Джакомо Джуния, владелец заведения. Римский император Гай Юлий, в честь которого назван салат «Цезарь», был кумиром этого эмигранта с Апеннинского полуострова.

Жизнь и карьера Чезаре Кардини

Родился официальный автор знаменитого американского салата в 1896 году на берегах Лаго Маджори. Во время Первой мировой Чезаре сражался в сухопутных войсках, а его брат Алессандро – в авиации. После войны оба эмигрировали в США и поселились на крайнем юге страны – в Сан-Диего, в штате Калифорния. Как говорилось выше, когда в начале 1920 года в стране был принят сухой закон, запрещающий продажу алкоголя, Чезаре Кардини, в честь кого назван салат «Цезарь», не растерялся. Он открыл в двадцати милях южнее Сан-Диего, на окраине городка Тихуана, отель-ресторан. Название заведения Caesar’s Place можно перевести с английского как «У Цезаря». Это было опасное предприятие. Преступность в Тихуане была такой, что даже дорожные знаки на подъездах к городу предупреждали об этом. Городок называли «Satan’s Playground» («Площадка для игр Сатаны»). И кто смотрел фильмы о лихих годах Великой депрессии, тот знает, как легко тогда можно было стать жертвой гангстерских разборок. Но Цезарь Кардини умел договариваться. Он держался в тени, умело балансировал на грани закона со своим казино и не очень выпячивался. Даже когда у него появились деньги, он не сделал из Caesar’s Place шикарный ресторан, предпочитая, чтобы его заведение оставалось обычным придорожным мотелем с закусочной и игровым залом.

История появления салата «Цезарь»

Ресторан, а также игровой зал Casino Nacional при отеле работали ночь напролет. Граждане США, истомившиеся по крепким напиткам, пересекали границу и небольшое расстояние и летели в Caesar’s Place, как бабочки на огонь. Публика в двухэтажном заведении собиралась разношерстная. Здесь любили поиграть в рулетку гангстеры и покутить киношники из близлежащего Голливуда. В заведении Кардини всегда было что выпить, а вот с едой случались перебои. Так было и ночью на День Независимости 1924 года (отмечается 4 июля). В ресторан ввалилась толпа актеров из Голливуда, которая заказала выпивку и закуску. А из продуктов у хозяина (а заодно и шеф-повара) оставались только яйца, хлеб, пармезан да салат-ромэн. И, конечно, итальянские приправы с превосходным оливковым маслом. Недолго думая, Цезарь Кардини смешал все ингредиенты и подал закуску нежданным гостям. Он и не ожидал, что его изобретение ожидает столь громкая слава.

Аутентичное блюдо

Вот такая история происхождения салата «Цезарь». Но что именно сделал находчивый итальянец, чтобы угодить толпе голодных гостей из Голливуда? Об этом рассказывает его дочь Роза. Отец натер салатник разрезанной долькой чеснока. Потом выложил в него листья салата сорта «Ромэн». Полил их оливковым маслом. Яйца комнатной температуры он опустил в посуду с кипятком, только что снятым с огня. Продержал он их там ровно с минуту, после чего охладил в воде. Яйца эти лишь «схватились», приобрели консистенцию жидкого соуса. Отец взбил их с оливковым маслом, добавил тертый пармезан. Сбрызнул блюдо лимонным соком. Поджарил на оливковом масле и давленном чесноке гренки из белого хлеба. Посолил, посыпал приправами. Всё! Как видим, никаких ингредиентов, которые мы привыкли видеть в современном «Цезаре» (куриная грудка, вустерский соус, вареные яйца и т. д.), в первоначальном рецепте не было.

«Салат авиатора»

Когда подвезли продукты, Алекс Кардини решил усовершенствовать изобретение брата, так понравившееся гостям из Голливуда. Для пикантности он к выше перечисленным ингредиентам добавил вустерский соус и анчоусы. По этому поводу у братьев произошла размолвка. Чезаре считал, что рыбного привкуса вполне хватает благодаря вустерскому соусу, и анчоусы явно лишние. И не разрешил брату вносить свои поправки в аутентичный салат «Цезарь». История ресторанного меню в Caesar’s Place показывает, что вскоре гостям тут стали предлагать другую закуску. Называлась она «Салат авиатора». Так Алекс Кардини пытался увековечить свое славное военное прошлое. «Салат авиатора» был очень похож на «Цезаря», только содержал вустерский соус и анчоусы.

Обратная сторона славы

Когда в 1948 году Цезарь Кардини и его дочь Роза, сколотив приличное состояние на преимущественно игорном, а также ресторанном и отельном бизнесе, решили получить дивиденды еще и за происхождение салата «Цезарь», оказалось, что они не могут уже зарегистрировать фирменную марку под этим названием. К этому году закуска стала национальным достоянием, к тому же несколько видоизмененным. Вот и пришлось предприимчивым итальянцам ограничиться тем, что зарегистрировать марки «Кардини» и «Оригинальный Цезарь». Но от этого изобретатель салата не умер в нищете. За три года до его смерти (наступившей в 1956 году) Эпикурейское общество в Париже отметило салат «Цезарь» как наиболее замечательный рецепт, появившийся на континенте Америка за последние полвека. Популярное блюдо неоднократно попадало в Книгу рекордов Гиннеса. Так, в Нью-Йорке создали салат «Цезарь» весом почти в две с половиной тонны.

Американское классическое блюдо

Почему же американцы видоизменили салат «Цезарь»? Рецепт, история возникновения которого была описана выше, предполагает довольно спартанское использование продуктов. Оно и понятно: летом в жарких регионах не хочется отягощать свой желудок чем-то чрезмерно сытным. Однако в северных штатах к салатам другое отношение. Вот и появились среди его ингредиентов довольно калорийные компоненты – обжаренная цыплячья грудка или сваренное вкрутую яйцо. Но даже если взять классический американский рецепт, то и в нем можно заметить некоторые отличия от аутентичного. Гренки заменяются поджаренными крутонами из тонкого багета. Заправку делают отдельно: яйца взбивают с оливковым маслом, вустерским соусом, лимонным соком и приправляют чесноком. Крутоны кладут под самый конец, чтобы они не размокли и оставались хрустящими.

Чего только не выдумают!

История создания салата «Цезарь» осталась в прошлом, а люди живут в настоящем. Как уже упоминалось, жители северных широт пытались обогатить закуску калориями. Так появилась версия салата с курицей. Жители самой большой страны в мире не всегда могли позволить себе даже те спартанские ингредиенты, которые требует аутентичный рецепт. Многие россияне и слыхом не слыхивали о вустерском соусе. А потому экспериментировали кто во что горазд. Появлялся «Цезарь» из шпрот (или даже салаки в томатном соусе), заправленный майонезом или сметаной. Иногда салат ромэн заменялся огурцами с помидорами. Часто в закуску клали ветчину, бекон, тунца. Наиболее радикальный рецепт «Цезаря» - вообще без зелени, зато с картошкой и репчатым луком. А носители красных пиджаков в лихие 90-ые любили вкушать салат с раковыми шейками, клешнями краба и тигровыми креветками, да еще и заправленный соевым соусом с красной икрой!
Вот, пожалуй, и все относительно того, в честь кого назван салат "Цезарь".

Автор: Варка Светлана Геннадиевна


См. также:Крушение теплохода "Булгария"

Архангельский собор Московского Кремля: описание, архитектура

Монументальное сакральное сооружение привлекает внимание своей нетипичностью, даже инородностью. Его купола, кроме главного, не имеют позолоты. И снаружи собор выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса. Но наружные приделы и галерея соотносят церковь с древнерусскими канонами зодчества. А что же внутри? Интерьеры словно проникнуты идеей самодержавия, воспетого Русской православной Церковью. И в этом нет ничего удивительного: ведь храм изначально задумывался как дворцовая капелла, да еще и усыпальница всех московских князей «мужескаго пола».
Великих княжон и цариц хоронили в соседнем Вознесенском соборе. После того как его взорвали, останки женщин перенесли в Архангельский. Можно ли увидеть все это? Несомненно. Ведь с 1955 года в Архангельском соборе работает музей. А по большим религиозным праздникам в храме проводятся службы. Интересная деталь: перед каждой из них собор освящают наново. Давайте же вместе пойдем на виртуальную экскурсию в этот храм. Представленные ниже фотографии помогут вам составить представление о вычурной архитектуре и прекрасном богатом убранстве этого чуда итало-русского зодчества.

Архангельский собор Московского Кремля: история

Почему он так назван? Архистратиг Михаил издавна считался покровителем московских князей в их ратных делах. Предводитель ангелов, победивший с воинством небесным Сатану, чтился ими. Отправляясь в поход, русские князья обращались к нему с молитвой о победе. Вот почему Архангельский собор просто обязан был возникнуть на Соборной площади Московского Кремля. И он появился, правда, не такой, каким мы видим его сегодня. Первое здание было, как и весь Кремль, деревянным. Скорее всего, его воздвигли во время недолгого правления князя Михаила Хоробрита (1247-1248), брата Александра Невского. Это была вторая по величине церковь города. Однако первый Архангельский собор Московского Кремля не предназначался для захоронений князей. Сам Михаил Хоробрит, погибший в войне с литовцами, покоится в Успенской церкви во Владимире. И только начиная с племянника этого князя, Даниила, который унаследовал трон, московских правителей хоронят в пределах Архангельского собора. Но скоро деревянный храм снесут и построят на его месте каменный. А потому настоящей усыпальницы в первой церкви не было. У южной стены был похоронен Даниил, а в самом храме - его сын Юрий.

Первый каменный собор

В 30-х годах четырнадцатого века Московский Кремль уже начал приобретать современный нам вид. Появились каменные соборы: Успенский, Спаса на Бору и Святого Иоанна Лествичника. Великий князь Владимирский и Московский Иван Данилович Калита завершил ансамбль площади. А помог ему в этом… неурожай ржи. Когда злак повсеместно пошел в рост и не дал зерна, князь дал обет, что построит каменный собор взамен обветшалого деревянного, если его страну минует голод (и связанный с ним бунт). В исполнение клятвы он в 1333 году – за одно лето, как сообщают рукописи – воздвиг церковь. Ее уже в сентябре окропил митрополит Феогност. Этот Московский Архангельский собор времен Калиты был небольшим. На скромные размеры указывают сжатые сроки строительства и запись в Степенной книге шестнадцатого века: по сравнению с «ветьхим» храмом, «новый был велик». Скорее всего, это была одноглавая четырехстолпная церковь, подобная Спасу на Бору. Позже к ней стали достраиваться приделы – скорее всего, деревянные. Они носили названия, созвучные именам сыновей Калиты, похороненных в Архангельском соборе - Андрея Критского и Симеона Столпника. Через полтора века, в 1471 году, храм обзавелся еще двумя приделами: Воскресения и апостола Акилы. Можно ли увидеть что-либо, оставшееся от собора времен Калиты? Ученые до сих пор спорят об этом. Одни считают, что современный нам Архангельский собор Московского Кремля архитектор шестнадцатого века построил «с нуля». Другие же утверждают, что старая постройка не была разобрана до основания, а была включена (фрагментарно) в новую.

Собор Алевиза

Эпоха, когда был сооружен теперешний Архангельский собор Московского Кремля - век шестнадцатый, самое его начало. А точнее, 1505-1508 годы. Для того чтобы понять идею собора, нужно знать его историю. Еще в середине пятнадцатого столетия в здание, возведенное Калитой, попала молния. Пожара удалось избежать, но ветхий храм очень пострадал от сильного ветра и бури. Во время правления Ивана Третьего, Великого князя Московского, решено было разобрать грозящее обрушиться сооружение и построить на его месте новый Архангельский собор Московского Кремля. Город Москва к тому времени переживал расцвет. Возводились новые церкви, монастыри, строились мосты. Кремль принимал вид, каким мы видим его сегодня. Для такой титанической работы приглашались итальянские мастера, считавшиеся на то время непревзойденными зодчими. Зубцы кремлевских стен в виде «ласточкиных хвостов» являются как раз примером ломбардского архитектурного стиля. Для постройки Архангельского собора был выписан из Милана мастер Алевиз Фрязин Новый. Может возникнуть вопрос: почему у итальянца такая русская фамилия? На самом деле, Фрязин – это прозвище. Так в России называли иностранцев. В начале шестнадцатого века их приезжало много – по ведению князей что-то строить да расписывать… И вот прибыл новый фрязин, по имени Алевизо. Так его и записали в расчетных книгах.

Согласование ренессансного зодчества с православным каноном

Новый Фрязин Алевиз принимал участие и в постройке Московского Кремля. Однако возведение культового сооружения – дело более тонкое, тут необходимо было придерживаться канона. И в то же время князь желал, чтобы его дворцовый храм был в «модном стиле». Надлежало соединить строгую геометрию итальянского Возрождения с традиционным пятиглавием, полуциркулярными сводами и круглыми расписными столпами, присущими древнерусской сакральной архитектуре. Алевиз справился с этой задачей. Как и его соотечественник Фиорованти, работавший над Успенским собором, он отдал предпочтение пятиглавной кровле. В планировке зодчий применил крестово-купольную систему и полуциркулярные своды, что привело к прежней дробности и неравномерности членений. И этим Архангельский собор Московского Кремля отдаленно напоминает теремковый стиль древнерусских храмовых построек. Согласно православному канону, Алевиз соорудил двухъярусную паперть. Она расположена в западной части храма, возле придела Святого Акилы. Женщины царской семьи могли наблюдать за службой, стоя на специальных хорах на втором ярусе. В остальном же храм выполнен в духе итальянского Возрождения. Это проявляется и в отделке стен белым камнем (само здание кирпичное), и в многопрофильных карнизах, ордерных пилястрах с капителями, украшенных растительным орнаментом, и в закомарах, декорированных «раковинами».

История постройки

Приказ о расчистке места под новый Архангельский собор Московского Кремля Иван Васильевич Третий издает 21 мая 1505 года. К октябрю старую церковь полностью (по другой версии историков – частично) разобрали. Великий князь Московский собственноручно заложил первый камень в постройку нового собора, но через несколько дней умер. Трон унаследовал его сын Василий III. И продолжение работ проходило уже под его патронатом. Через четыре года после начала строительства здание было завершено. Это пятиапсидное и шестистолпное сооружение, теперь имеющее восемь приделов, увенчивалось пятью главными куполами. Первоначально они были крыты чернолощеной черепицей, но никогда золотом. И этому были свои причины. Храм был освящен митрополитом Симоном восьмого ноября 1508 года.

Церковь-некрополь

Трудно теперь сказать, когда именно Василию Третьему пришла в голову мысль переоборудовать в усыпальницу великих русских князей Архангельский собор Московского Кремля. Дата его приказа о захоронении предков в стенах новой церкви относится все к тому же 1508 году – времени окончания строительства и освящения храма. Еще раз подчеркнем, что в Архангельском соборе первоначально были захоронены лишь отпрыски мужского пола. Женщины рода – царицы или княжны – находили успокоение под сенью церкви Вознесения Богоматери в Московском Кремле. Общим некрополь стал лишь в двадцатом столетии. Когда большевики взорвали Вознесенский собор, останки женщин царского рода были перенесены в Архангельский. Этим объясняется концепция внутренних росписей. В Архангельском соборе Московского Кремля, в нижнем ярусе, мы видим «портреты» русских князей. Это Василий Темный, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Третий. Скорее, это условные изображения, поскольку говорить о портретном сходстве не приходится. Представлены здесь и удельные князья: Иван и Андрей Старицкие, Владимир Храбрый и его внук Василий Ярославович, Симеон Калужский и Борис Волоцкий, Андрей Угличский и другие. В верхнем, более почетном ярусе, можно увидеть изображения правителей Киевской Руси. Самое центральное место занимает портрет Василия Третьего – донатора собора.

Гробницы царей

Всего в Архангельском соборе Московского Кремля пятьдесят четыре мужских захоронения. Надгробные плиты 46 из них были заменены в 1636-37 годах, а в 1903 их покрыли бронзой под стеклянным куполом. До переноса столицы в Санкт-Петербург специально назначенные архиереи в годовщину успения совершали панихиды. В соборе похоронены почти все цари, умершие до середины восемнадцатого века – от Калиты до Ивана Алексеевича, брата Петра Первого. Исключения немногочисленны: это Даниил Александрович, чей прах в Даниловом монастыре не стали тревожить, Борис Годунов, кости которого вышвырнул Лжедмитрий (позже они были захоронены в Троице-Сергиевской Лавре. Зато здесь находится могила Петра II, внука основателя Санкт-Петербурга. Его прах не перенесли в Петропавловский собор Северной столицы, поскольку боялись заражения (молодой человек скончался от оспы в возрасте 15 лет в 1730 году). Иван Грозный полагал, что ему полагается особое место погребения. Он с двумя сыновьями покоится в дьяконнике Архангельского собора в Москве. Кстати, его могила в 1963 году была вскрыта. М. М. Герасимов исследовал череп царя и воссоздал его портрет. Длинный нос и круглые глаза Иван Грозный унаследовал от бабушки-гречанки, Софии Палеолог. А рост царя был в метр и восемьдесят сантиметров. В его костях, а также в останках его жен Марфы Собакиной обнаружилось много ртути. Скорее всего, царскую фамилию систематически травили.

Архангельский собор Московского Кремля: описание

Этот храм – полная противоположность соседнему, Успенскому. У того «начинка» ренессансная, а внешний вид – русский. В Архангельском же соборе интерьер полностью отвечает канонической православной церкви, хотя снаружи – особенно с западного фасада – здание выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса. Впрочем, позднейшие пристройки несколько изменили его внешний вид. Во второй половине шестнадцатого столетия Архангельский собор Московского Кремля, архитектура которого в общем плане осталась неизменной, обзавелся двумя приделами: Иоанна Предтечи и Покровским (позже переименованным в Святого Уара). С трех сторон церковь опоясала открытая галерея. В восемнадцатом веке ее убрали, но переделали центральную главу. Прежде она была шлемовидная, а стала луковкой. Классицизм внес свои коррективы: с закомар убрали декоративные фиалы, они приобрели стрельчатую форму. Тогда же сняли и черно-красную черепицу с куполов. В позапрошлом веке к храму с южной стороны прилепилась двухэтажная пристройка для священников.

Росписи собора

Лишь спустя полвека, уже при Алексее Михайловиче (1565), покрылся фресками Архангельский собор Московского Кремля. Описание некоторых из них было дано выше. Но кроме «портретов» царей здесь есть и картины религиозного содержания. Прежде всего, это сюжет борьбы Архангела Михаила с Сатаной, что объясняется названием храма. Но эти старинные фрески сохранились только в усыпальнице Ивана Грозного. Там можно увидеть картину по евангельскому рассказу о богаче и Лазаре. В середине семнадцатого века эти росписи были сбиты. По прорисям их обновили иконописцы Оружейной палаты. С конца XVI и в XVII столетиях изображения царей исполняются не в технике фрески, а темперой на досках или холстах. В них уже прослеживается портретное сходство с Федором Иоанновичем, его сыном Михаилом и внуком Алексеем (правили с 1598 по 1682 годы). Первоначальный иконостас не сохранился. Тот, что мы видим сегодня, был создан в 1681 году.

Новейшая история собора

Здание храма подвергалось разрушению и всякий раз реставрировалось. Во время Русского похода Наполеона в алтарной части собора была установлена военная кухня! При этом пострадал иконостас. В 1813 году пришлось заменить колонны нижнего яруса и резьбу царских врат. В 1913 году, по случаю празднования трехсотлетия рода Романовых, в Архангельском соборе провели масштабную реконструкцию. В это время над усыпальницей царя Михаила Федоровича была воздвигнута сень с массивными лампадами. Во время Октябрьского переворота храм пострадал от обстрела кремля. А на следующий год его вообще закрыли. В 1929-м Московский Архангельский собор принял в свой подклет белокаменные гробницы с останками женщин из династий Рюриковичей и Романовых. А с 1955 года в храме открылся музей. Службы в Кремле были запрещены вплоть до падения Советского Союза. Теперь храм передан Церкви.

Автор: Варка Светлана Геннадиевна

Сонька - Золотая Ручка: биография, факты из жизни

Эта женщина обладала особым криминальным талантом. Она разыгрывала настолько блестящие комбинации, что с легкостью уводила буквально из-под носа богатеев большие деньги и при этом ухитрялась не оставлять даже малейших следов. Не имея никакого образования, она отлично знала 5 языков. Ее несокрушимой силе духа и остроте ума мог бы позавидовать каждый мужчина.

Какой она была? 

Шейндля-Сура Соломониак, а таково было настоявшее имя Софьи Ивановны Блювштейн, или Соньки - Золотой Ручки, родилась в 1846 году в городке Повонзки тогдашнего Варшавского уезда. Ее детские годы прошли в среде торговцев и скупщиков краденого – ростовщиков, барышников и контрабандистов.


Биография Соньки - Золотой Ручки, фото которой размещено в данной статье, была насыщена множеством событий криминального характера. Как считали современники, она была обворожительной женщиной, но при этом не блистала красотой. Она обладала необыкновенным внутренним обаянием, которому невозможно было противостоять. Как известно, Софья Блювштейн в детстве не получила образования.

См. также: История Петергофа от царствования Петра I до сегодняшнего дня

Однако со временем жизнь, которую она вела, превратила ее чуть ли не в самую просвещенную женщину той эпохи. Аристократы не только Российской империи, но и многих стран Европы без малейшего колебания принимали ее за даму своего круга. Именно поэтому она могла свободно путешествовать за границей, где представлялась то виконтессой, то баронессой, а то и графиней. При этом ее принадлежность к высшему обществу ни у кого не вызывало ни малейших сомнений.

Криминальный талант

Кстати, сохранилось тюремное фото настоящей Соньки – Золотой Ручки, а также полицейские ориентировки, по которым разыскивали преступницу. В них описывалась женщина, имевшая рост 1м 53 см, с рябоватым лицом, бородавкой на правой щеке и умеренным носом с широкими ноздрями. Она была брюнеткой с вьющимися на лбу волосами, из-под которых смотрели подвижные глаза. Разговаривала же она обычно дерзко и заносчиво.


Сонька Золотая - Ручка, биография которой была все время связана с криминалом, с самого начала выделялась из многочисленной толпы мошенников, так как обладала своеобразным воровским талантом. Она была гордой, смелой и независимой авантюристкой, которая не боялась проворачивать даже самые рискованные операции. Сонька никогда не начинала новую аферу, не просчитав возможного развития ситуации наперед.

«Карьера» воровки

Надо сказать, что Шейндля-Сура довольно рано заявила о себе на уголовном поприще. Будущая королева преступного мира начала свою «деятельность» с мелких краж из вагонов третьего класса, когда ей было примерно 13-14 лет. Вместе с бурным строительством и развитием железнодорожного сообщения ее воровская карьера двигалась в гору.

См. также: Город Ленинград во время Великой Отечественной войны

Со временем эта талантливая аферистка переместилась в купейные вагоны 1-го класса. История Соньки - Золотой Ручки, биография которой пестрит различными аферами, писалась не только в поездах. Она также промышляла кражами в дорогих отелях и элитных ювелирных магазинах не только в России, но и в Европе. Эта всегда шикарно одетая женщина, имея при себе чужой паспорт, поселялась в лучших номерах гостиниц Варшавы, Петербурга, Москвы и Одессы и тщательным образом изучала все входы и выходы из здания, а также расположение всех коридоров и комнат.

Воровские уловки

Всегда умно, расчетливо и хитро действовала Сонька - Золотая Ручка. Биография Софьи насыщена различными, ею же и придуманными, воровскими «изобретениями». Например, метод под названием «гутен морген» или «с добрым утром». Данный способ гостиничных краж производился таким образом: ранним утром Сонька, надев мягкие войлочные туфли, незаметно пробиралась в один из номеров, и пока его хозяин крепко спал, забирала всю его наличность.

См. также: Лаврентий Берия: биография, личная жизнь и фото

Но если постоялец неожиданно просыпался, он обнаруживал у себя в покоях нарядно одетую даму в дорогих украшениях. Она, делая вид, что никого не замечает, начинала медленно раздеваться. При этом у хозяина создавалось впечатление, что женщина по ошибке приняла его апартаменты за свои. В конце концов, воровка мастерски изображала смущение и мило извинялась.


Что касается краж из ювелирных магазинов, то и тут смогла отличиться Сонька - Золотая Ручка. Биография воровки знает случаи хищения бриллиантов прямо из-под носа продавцов. Однажды она зашла в один из самых дорогих ювелирных магазинов. Попросив посмотреть крупный бриллиант, она якобы нечаянно обронила его на пол.

Пока испуганный насмерть продавец ползал на коленках, ища камень,«покупательница» спокойно вышла из магазина. Дело в том, что в каблуках ее туфелек были сделаны отверстия, залитые смолой. Таким образом, наступив на бриллиант, который прилип к вязкому веществу, она провернула эту блестящую аферу.

См. также: Интересные факты из жизни адмирала Колчака

Биография Соньки - Золотой Ручки (фото) знает и такие факты, когда она, прогуливаясь со своей дрессированной ручной обезьянкой, заходила в ювелирные лавки. Якобы выбирая драгоценные камни, она незаметно давала один из них зверьку. Обезьянка либо засовывала его за щеку, либо глотала. Придя домой, Сонька через время извлекала эту драгоценность прямо из горшка.

Справедливая воровка

Сонька - Золотая Ручка, биография которой наполовину состоит из различных афер, старалась никогда не обижать тех, кто и так небогат. Она считала, что не грех погреть руки за счет весьма состоятельных ювелиров, крупных банкиров или подгулявших торговцев. Известен один из случаев, когда Сонька повела себя благородно по отношению к человеку, который пострадал от ее так называемой деятельности.

Однажды она случайно узнала из газетной статьи, что обворованная ею женщина оказалась бедной вдовой мелкого служащего. Как выяснилось, пострадавшая после смерти супруга получила пособие в размере 5 тыс. рублей. Как только Софья узнала в ней свою жертву, она сразу же пошла на почту и отправила бедной женщине большую сумму, чем была украдена. Кроме того, она сопроводила свой перевод письмом, в котором очень извинялась за свой поступок, и советовала получше прятать деньги.

См. также: Подводная лодка "Северодвинск"

Семейная жизнь

Первый раз Шейндля-Сура вышла замуж, когда ей исполнилось 18 лет. Ее супругом стал торговец-бакалейщик Исаак Розенбанд. Кстати, в Варшаве до сих пор хранится акт об их бракосочетании. Но семейная жизнь быстро закончилась – не прошло и полутора лет, как она, забрав свою дочь, сбежала, прихватив с собой деньги мужа.

В 1868 году Сонька снова вышла замуж, на этот раз за Шелома Школьника – богатого старого еврея. Вскоре, обобрав беднягу, она бросила его ради какого-то карточного шулера. Но и он долго не задержался. Начиная с этого года и вплоть до 1874-го, очаровательная воровка несколько раз меняла мужей, пока не встретила вагонного вора и карточного шулера Михеля Блювштейна. Кстати, его фамилию она будет носить всю свою оставшуюся жизнь.

Дети Софьи Блювштейн 

Можно сказать, что большую часть своей жизни провела в странствованиях Сонька – Золотая Ручка. Биография, дети в которую совершенно не вписывались, решительно не подходила для добропорядочной женщины и матери. Когда она родила дочь, а позже еще одну, Софья не бросила свое ремесло. После того как арестовали Михеля Блювштейна, осудили и отправили отбывать срок на каторгу, она впервые задумалась о своей «работе». Сонька, наконец, поняла, что дети для нее являются обузой.


Девочки требовали много любви и внимания к себе, а она не могла им дать ничего из этого. После ареста мужа она была вынуждена постоянно переезжать с места на место. Поэтому было принято решение: сдать детей в приют. Пока они были маленькими, она постоянно высылала им деньги.

См. также: Крушение теплохода «Булгария» в Куйбышевском водохранилище


Некоторые склонны считать, что у знаменитой воровки было четверо детей: сын и три дочери. Есть версия, что самым старшим был Мордох Блювштейн 1861 года рождения. Далее дочери – Рахиль-Мэри, Сура-Ривка Розенбанд и Таббу Блювштейн. Надо сказать, что дети Соньки – Золотой Ручки вообще очень редко упоминаются в публикациях о ней. Но все же чаще всего можно прочесть о последних двух дочерях.

Именно о них говорила писателю Дорошевичу и сама Софья Блювштейн в 1897 году, будучи уже на каторге. Она призналась, что хотела бы повидать своих двух девочек, которые некогда, по ее признанию, были опереточными актрисами. Считается, что дочери Соньки – Золотой Ручки, биография которых остается до сих пор неизвестной, стыдились своей матери, а когда подросли, вовсе не захотели с ней видеться.

См. также: Кто такая богиня Кали?


Большинство исследователей уверены, что у Софьи было всего две дочери, а Мордох и Рахиль-Мэри – просто самозванцы. Посудите сами, если бы она родила сына в 1861 году (кстати, ей тогда было всего 15 лет), то его фамилия точно была не Блювштейн, так как Сонька вышла за Михеля гораздо позже.

Разыскать детей Соньки, естественно, уже невозможно. Но могли остаться внуки и правнуки королевы преступного мира, которые, скорее всего, даже не догадываются о том, кем была их бабушка.

Любовная история Соньки – Золотой Ручки

Очень удачливая до сих пор воровка неожиданно влюбилась в молодого афериста по прозвищу Володя Кочубчик. На самом деле его звали Вольфом Бромбергом. Это был худощавый, симпатичный двадцатилетний карточный шулер с виртуозными руками и живыми глазами.

Удивительно, но над Сонькой он имел какую-то необъяснимую власть. Он постоянно вымогал у нее крупные суммы денег, и что удивительно, получал их. Все средства, «заработанные» его любовницей, он спускал, проигрывая в карты.

См. также: В каких странах есть падающие башни?

Удача окончательно отвернулась от Золотой Ручки. Софья очень изменилась: стала раздражительной, алчной и даже опустилась до карманных краж. Она теперь часто шла на неоправданный риск, делая ошибку за ошибкой, и, наконец, попалась. Есть и другая версия – ее подставил и сдал полиции сам Володя Кочубчик.


Каторга

После нашумевшего процесса, проходившего в Москве, Софью Блювштейн осудили и сослали в Сибирь. Но вскоре воровке удалось сбежать, и о ней снова заговорила вся Россия. Она занялась прежним ремеслом – обирала богатых и беспечных граждан. После одного из ограблений Сонька снова попалась.

Она была приговорена к каторге и этапирована на Сахалин. Трижды пыталась сбежать, но все попытки заканчивались неудачей. После второго побега она подверглась жестокому наказанию – пятнадцатью ударами плетью, а затем ее заковали в кандалы на долгие три года. На Сахалине Сонька была настоящей знаменитостью. Ее время от времени посещали вездесущие журналисты, любопытные иностранцы и известные писатели. За определенную плату им разрешалось беседовать с ней.

См. также: Букет фиолетовых тюльпанов как символ верности

Надо сказать, что она не любила рассказывать о себе, много врала и часто путалась в своих воспоминаниях. В моду даже вошло фотографироваться с легендарной воровкой в композиции: кузнец, надзиратель и каторжанка. Это называлось «Заключение в кандалы небезызвестной Соньки – Золотой Ручки».

Один из подобных снимков прислал Чехову его сахалинский знакомый И. И. Павловский. Кстати, это фото настоящей Соньки – Золотой Ручки хранится до сих пор в архиве Государственного литературного музея.

Конец пути

После отсидки Софья Блювштейн должна была остаться на острове Сахалин как вольная поселенка. Поговаривали даже, что она какое-то время содержала кафешантан, где подторговывала спиртным и устраивала различные увеселительные мероприятия. Она сошлась с рецидивистом Николаем Богдановым, но жизнь с ним оказалась хуже, чем на каторге.

Поэтому, будучи крайне истощенной и больной, Софья предприняла последнюю в своей жизни попытку побега. Естественно, далеко уйти она уже не смогла, и вскоре ее нашел конвой. Она еще прожила несколько дней, после чего скончалась.

Где похоронена Сонька – Золотая Ручка

Существует много легенд о смерти знаменитой воровки. Есть версия, что она не умерла на каторге, а благополучно дожила до глубокой старости в Одессе и скончалась только 1947 году. По другим предположениям смерть ее настигла в Москве, в 1920 году, и покоится она на Ваганьковском кладбище.
Последняя из версий маловероятна судя по тому, где отбывала наказание Сонька – Золотая Ручка. Биография (памятник, установленный якобы на ее могиле, принадлежит работе итальянских мастеров) заставляет усомниться в том, что она покоится именно здесь. Изначально памятник выглядел так: тонкая женская фигурка, высеченная из белого мрамора, стоит под высокими коваными пальмами. Сейчас из всей композиции уцелела только статуя, да и та с отбитой головой.

См. также: Музей артиллерии в Санкт-Петербурге – ровесник города на Неве

Доподлинно неизвестно, кто похоронен в этой могиле, но она всегда украшена живыми цветами и усыпана монетами. Кроме того, весь пьедестал памятника буквально испещрен надписями криминального характера. Софья Блювштейн прожила необычную жизнь.

В ней как будто было все наоборот: мечтала стать актрисой и играть на сцене, а вместо этого устраивала «представления» в вагонах 1-го класса; была любовь, но она не возвышала, а затягивала в омут; постоянный страх за будущее своих дочерей, которых она любила, но не могла быть с ними рядом.

Автор: Елена Сергиенко

См. также: Битва при Аустерлице в 1805 году: подробности. Кто командовал русскими войсками в битве под Аустерлицем?