Русский контр-адмирал Старк Георгий Карлович: биография, семья, награды

Известный русский контр-адмирал Георгий Старк прошел все войны начала XX столетия. Он стал последним морским офицером, который ушел в плавание под Андреевским стягом. Он был вынужден спустить его только в 1923-м - на Филиппинах. Именно туда он увел остатки легендарной Сибирской флотилии, не желая служить стране Советов...

Шотландский род

Георгий Карлович Старк появился на свет в середине осени 1878-го в Санкт-Петербурге. Его предки являлись выходцами из Швеции, но корни рода уходят в древнее дворянство Шотландии. На российскую территорию первые Старки прибыли в начале восемнадцатого столетия. Через один век они уже получили статус «российских дворян». Многие из них были морскими офицерами. Но отец будущего адмирала не был связан с флотом. Он учился в Военно-юридическом училище, после чего открыл свою собственную нотариальную контору. В 1880-м семейство Старков уехало в Северную Америку, где имелась большая шотландская диаспора. Однако спустя пару лет семья вернулась в Европу. На протяжении шести месяцев они прожили в Дрездене, а потом вновь приехали в Россию. Под Новороссийском отцу удалось арендовать целую ферму. Семейство уже обживалось на новом месте, но осенью 1883-го Старк-старший был убит. В его дом проникли грабители. Хозяин был тут. Добычей убийц стали лишь несколько червонцев...

Протекция адмирала

После гибели отца встал вопрос о том, как дальше жить. В результате семья Георгия Старка приняла решение вернуться в северную столицу. Спустя несколько лет будущий адмирал стал кадетом Морского корпуса. Заметим, в это заведение традиционно брали исключительно сыновей офицеров, а не нотариусов или фермеров. Однако родной дядя Георгия был известным адмиралом. В свое время одна из бухт и пролив в Японском море были названы именно его именем. Так что он смог составить соответствующую протекцию любимому племяннику.

Первый боевой корабль

В 1904-м лейтенант Старк стал старшим минным офицером на легендарном крейсере «Аврора». В этом же году началась война с Россией и Японией. Он участвовал в Цусимском сражении. Во время битвы Старк был ранен, но из боя не стал выходить. Кормовой флаг крейсера неоднократно сбивало осколками, но матросы возвращали его на место. В целом, крейсер получил восемнадцать попаданий и чудом не затонул. После сражения «Аврора» прибыла в Манилу. Когда был подписан Портсмутский договор, крейсер покинул манильскую гавань и взял курс на родину. За участие в Цусимском сражении Старка наградили орденом Св. Анны III степени. Через несколько лет офицер вновь служил на «Авроре». Впоследствии его уже родной и боевой крейсер, которому отдал практически 10 лет службы, стал символом крушения Российской империи…

Георгий Старк: награды, новое назначение

В 1912-м Старк стал капитаном II ранга и получил престижный орден. Тогда же он начал служить на эсминце под названием «Сильный» в качестве командира судна. Когда же грянула Первая мировая война, Старка перенаправили на эсминец «Страшный», входивший в состав т.н. Минной Дивизии. Ему пришлось участвовать в ряде боевых операциях. Так, под Виндавой он ставил минные заграждения. В этом сражении был уничтожен ряд германских кораблей. Кстати, сам бой был уникален. Дело в том, что отсутствовали погибшие.
В 1916-м Старк дослужился до капитана I ранга, а на следующий год его назначили начальником всей Минной дивизии. Именно он в этой должности принял участие в известном Моонзундском сражении. Во время боя Старк был в очередной раз ранен. За мужество его произвели в контр-адмиралы.

Речные баталии

Октябрьского переворота 1917-го адмирал Старк совершенно не принял. Он оставил семью в Петрограде и приехал в Казань, вступив добровольцем в Белую армию. Адмирал Колчак узнал бывшего сослуживца. Они служили вместе на Балтике. Он назначил его командующим Волжско-Камским флотом. Бои же шли с переменным успехом. Так, однажды красные, оставив город, бросили колоссальные запасы, включая аэропланы и царский золотой запас. Белой флотилией пришлось перевозить этот бесценный груз. К зиме белогвардейцы захватили Пермь. Несколько кораблей красного флота достались им. Правда, Старк уже не участвовал в этом, ибо Колчак дал ему новую должность.

Батальон морских стрелков

Старк начал руководить бригадой морских стрелков. Она базировалась в Красноярске. Колчак считал, что это подразделение сможет стать реальной опорой, когда придется защищать порты и корабли. Контр-адмирал с завидной энергичностью формировал бригады. И через некоторое время он привел первый батальон, который начал сражаться с красными. После падения колчаковского режима остатки бригады приняли участие в известном «Ледяном походе» генерала Каппеля. Подразделение адмирала Старка достойно прошло маршрут, хотя к концу февраля 1920-го осталось всего лишь порядка трех сотен человек. После этого часть была расформирована. Тогда же Старк заразился сыпным тифом. В бессознательном состоянии его привезли в Приморье, а потом и в Харбин.

Возрождение сибирской флотилии

Вылечившись, Старку стал искать работу. Он трудился десятником на одном из строек. Именно здесь он проработал до 1921-го. Тем временем Белая армия все больше и больше откатывалась к тихоокеанскому побережью, но сдавать свои позиции просто так не собиралась. Весной 21-го во Владивостоке сформировалось очередное Временное правительство, которое было намерено возродить Сибирскую военную флотилию – последнее действующее объединение кораблей российского флота под Андреевским стягом. Старку предложили его возглавить. Прибыв в столицу Приморья, адмирал Старк сразу взялся за дело. Он решил восстановить флотские погоны старого образца и взялся ремонтировать затопленные и старые судна. Также ему удалось укомплектовать команды кораблей, изгоняя некомпетентных людей. Таким образом, Сибирская флотилия начала превращаться в более чем боеспособную силу. Но вот обстановка в новой столице Дальнего Востока продолжала накаляться. Красная Армия стремительно продвигалась к городу. Правительство решило эвакуировать гражданских и военных лиц. Этот процесс полностью лег на плечи контр-адмирала.

Легендарный поход

В конце октября 1922-го флот, который состоял из 30 кораблей (на них находилось более 9000 человек), покинул Владивосток. В это время уже входили красные отряды в столицу Приморья. Этот морской переход на старых суднах был очень тяжелым. Из-за шторма жертвами стали и корабли, и люди. Спустя некоторое время флотилия Старка сделала остановку, оставив на берегу всех кадетов и гражданских лиц. Говорят, примерно в это же время он был намерен свернуть с курса и отправиться на Камчатку. Полуостров еще находился не под красными. Но Старк был вынужден подчиниться суровой реальности. Ибо к этому времени и Камчатка оказалась под властью Советов. В корейском Фузане к адмиралу Старку прибыл бывший сослуживец, который на тот момент уже сотрудничал с советской властью. Он пытался убедить Старка, чтобы тот вернулся во Владивосток с кораблями и экипажами. Также он обещал ему амнистию и гарантировал воссоединение с семейством. Но адмирал был непреклонен. А «угнанная» Старком флотилия тем временем пошла к Филиппинам. Туда добрались только одиннадцать кораблей и порядка тысячи беженцев. В основном это были военные и их семейства. Большая часть беженцев отправилась в США. Старку тоже предложили служить там, но он отверг и это предложение. Тем временем адмиралу удалось продать остатки своего флота. А выручку и небольшой золотой запас, вывезенный при эвакуации, он решил разделить поровну среди моряков и офицеров уже несуществующей флотилии.

В эмиграции

После этого Георгий Старк, биография которого была очень непростой, отправился в Париж. На то у него были свои резоны. Когда он был еще на Филиппинах, он узнал, что его любимая супруга скончалась в Петрограде. Причиной был туберкулез. А детей – сына Бориса и дочь Татьяну – удалось вывезти в Финляндию и, по всей видимости, скоро они окажутся во Франции. Кроме того, там же находилась сестра умершей супруги. Она была вдовой его сослуживца, который в свое время возглавлял весь Балтийский флот. Прибыв во французскую столицу, семья воссоединилась, а сам именитый адмирал трудоустроился шофером такси. Семья жила довольно скромно, но при этом он продолжал финансово поддерживать семейство Развозовых. Когда разразилась Вторая мировая война, немцы предложили ему сотрудничать. Но Старк отказался, из-за чего потерял работу. Чтобы как-то прожить, он заложил в ломбард свои ордена. Тогда же он взялся за перо, начав записывать свои воспоминания, которые сложились в книгу под названием "Моя жизнь". Через половину столетия ее опубликовали в России.

Вместо эпилога

Когда стихли баталии, адмирал Старк возглавил Всезарубежное обществе русских морских офицеров. Эту общественную работу он выполнял до своей кончины. Адмирал умер в самом начале весны 1950-го. Ему было 71. В 1952-м в Советский Союз вернулся сын адмирала Борис. Он был священником. Сестра же осталась в Париже, дожив до глубокой старости. Ну и последнее. В начале 2000-х во Владивосток была привезена из Соединенных Штатов святыня – Андреевский стяг. То есть тот самый, который когда-то реял над одним из кораблей легендарной Сибирской флотилии контр-адмирала Георгия Старка...