Принципат в Древнем Риме – это особый период в истории его ранней империи, который длился с 1 века до н. э. до 3 века н. э. Власть правителя в данную эпоху соединяла в себе черты монархии и республики. Глава государства именовался принцепсом, т. е. первым среди равных. Таким образом, подчеркивалась демократичность его власти. Он также считался народным трибуном, соединяя таким образом в своем лице несколько функций и полномочий.
Начало оформления
Принципат в Древнем Риме – это особая форма правления, основы которой заложил еще Юлий Цезарь. Однако окончательное создание данного государственного строя относится ко времени царствования его преемника Октавиана Августа. Еще в 1 веке до н. э. республиканские учреждения перестали удовлетворять потребностям сильно возросшей державы. Пока существовал город-полис, органы народовластия могли эффективно осуществлять контроль и управление, однако, когда стал формироваться империя, эти учреждения уже не справлялись со своими задачами. Принципат в Древнем Риме – это переходный период между республикой и самодержавной монархией. Дело в том, что Цезарь не решился сразу ликвидировать старые республиканские учреждения и создал им замену в виде системы управления, которая сохраняла черты старой администрации, но в то же время способствовала усилению власти единоличного правителя.
Черты республики
При новом строе сохранились черты старого режима. Например, по-прежнему созывались народные собрания. Под данным понятием в науке обозначается сход всех совершеннолетних граждан для решения наиболее важных политических вопросов. В эпоху старой республики в городе собирались несколько видов таких собраний: цензовые, аристократические и всеобщие, без каких-либо ограничений. Принципат в Древнем Риме – это этап, который сохранил это важнейшие учреждение, однако в данный период они потеряли свое значение. Более того, в них наблюдалась коррупция, подкупы и даже насилие над членами советов.
Статус сената
Данный важнейший орган управления также сохранился, однако отныне его полномочия были ограниченными. Функция его членов сводилась лишь к тому, чтобы одобрять законы, которые исходили от главы государства. Таким образом, совершенно иначе стал выглядеть Древний Рим. Период принципата почти полностью изменил его политический облик, несмотря на видимое сохранение старых порядков. Теперь сенат был всего лишь собранием представителей древних патрицианских родов во главе с самим императором, который назывался первым среди них. При Диоклетиане данный орган управления был превращен в городской совет, а при Константине был создан второй сенат в новой столице, который был уравнен в правах со старым. Таким образом, один из важнейших символов старой республики окончательно потерял свое лидирующее значение.
Реформы Августа
Государственный строй принципата в Древнем Риме начал изменяться на рубеже 1 века до н. э. – 1 века н. э. Именно при этом правителе сенат превратился из законосовещательного органа в законодательное учреждение. Дело в том, что новый император всячески демонстрировал свою приверженность старому режиму для того, чтобы сохранить свое влияние в народе и укрепить свой статус. Право законодательной инициативы осталось за магистратами. Сенат сохранил судебные функции, хотя на самом деле вся основная власть в данной сфере сохранилась за императором. Таким образом, постепенно из республики в империю превращался Древний Рим. Ранняя империя (принципат был ее первым этапом) все-таки сохранила видимость старых демократических порядков.
Новый орган
Правитель фактически сам распоряжался всеми сферами управления, хотя на словах всячески подчеркивал сохранение значимости сената. Однако о том, насколько данный орган управления потерял свою значимость, свидетельствует тот факт, что при Августе образовался новый совещательный орган – совет принцепса. В его функции входила подготовка различных проектов, которые впоследствии вносились на рассмотрение в сенат с пометкой об одобрении плана императором, что фактически означало необходимость его одобрения. В этот совет сходили избранные сенаторы, консулы и представители магистратов. В 13 году н. э. структура органа претерпела некоторые изменения в сторону усиления монархической власти, так как некоторые его члены получили статус пожизненных советников правителя, а постановления получили силу закона.
Изменения состава сената
Государственный строй Древнего Рима в период принципата претерпел существенные изменения в сторону увеличения полномочий императора. Август решил сократить число сенаторов, количество которых сильно возрос со время правления его предшественников. В 29 году н. э. он получил должность цензора и удалил из этого важнейшего органа управления около 200 человек. Это не могло не подорвать позиций сената, тем более ослабленного после того, как его полномочия были урезаны. Император через некоторое время сократил количество квесторов для того, чтобы предотвратить дальнейшее пополнение сената.
Другие перемены
Помимо перечисленных мер, Август повысил имущественный ценз для получения должности сенатора. Также он изменил систему кворума. Отныне для каждого типа заседаний устанавливалось определенное количество участников, а за отсутствие вводились высокие штрафы. Также он пытался улучшить посещаемость заседаний сената, однако ему так и не удалось достичь своей цели. Но, пожалуй, самой главной переменой стало то, что в результате упразднения должности цензоров статус сенаторов становился пожизненным. Это привело к тому, что его состав перестал меняться и обновляться, что способствовало подрыву его влияния в римском обществе и способствовало усилению власти императора. Последний запретил им покидать страну, что также ограничивало их деятельность. Итак, при Августе влияние сената на внешнюю политику, управление и финансовую сферу существенно ослабло.
Усиление власти императора
Для эпохи принципата в Древнем Риме характерно постепенное укрепление позиций верховного правителя. Он завел собственную казну и с тех пор свободно ею распоряжался без участия сената. Кроме того, сенаторы лишились своего былого участия в формировании армии. Например, в начале 1 века н. э. в провинциях находилось всего по одному легиону регулярной армии, в то время как Октавиан мог вмешиваться в назначение командующих и их наместников. Принципат и доминат в Древнем Риме – это два этапа в истории империи данного государства. Для обоих этапов характерно постепенное усиление монархической власти. Изменению подвергся порядок избрания магистратов. Поначалу правитель просто назначал на данные должности своих сторонников, а неугодных ему лиц смещал. Затем он стал выдвигать кандидатуры лиц, а народ их одобрял. Кончилось же все тем, что император стал просто назначать магистратов, что подорвало самоуправление. Впрочем, был сохранены плебисциты – голосования по законопроектам.
Власть Августа
Поначалу он стремился сосредоточить в своих руках наиболее важные должности и полномочия. Так, он присвоил себе высшую власть в провинциях (должность империй), а также достаточно широкие полномочия в столице (титул трибуна). Август был первым, кто соединил в своем лице эти две должности, так как наиболее сильные правители до него пользовались исключительно диктаторскими полномочиями. Периоды принципата и домината в Древнем Риме – это два важнейших этапа становления империи. Поначалу правитель стал единоличным правителем провинций. Также он занимал важнейшую в государстве должность консула, переизбираясь каждый год. Сенат сам освободил правителя от судебного контроля. Август пользовался всеми полномочиями народного трибуна, что дало ему право вносить законопроекты и налагать вето на принятые раннее решения. Еще одно важное нововведение, свидетельствующее об усилении императорской власти – это предоставление права осужденным обращаться за помилованием исключительно к императору, а не к народным собраниям, что было раньше.
Проблема престолонаследия
Отрицательной стороной нового статуса императора был вопрос о назначении преемника. Поскольку в период принципата правитель не был единоличным носителем верховной власти, он не мог назначить себе преемника. Этот вопрос с особенной остротой уже встал при Октавиане, который никак не мог определиться с преемником. Поначалу основным кандидатом был его племянник и зять Марцелл. Однако тот умер, и после кончины Августа власть перешла к пасынку, императору Тиберию.
Переход принципата в доминат
Постепенно власть императора усилилась настолько, что он сенат окончательно утратил оставшиеся полномочия. Принципат сформировался при Диоклетиане. Отныне император сам издавал законы, назначал чиновников и других должностных лиц. Однако пережитки принципата сохранялись: старые учреждения какое-то время продолжали функционировать. В первую очередь это касается магистратур, которые, впрочем, отныне превратились лишь в почетные титулы и перестали играть роль в политической жизни римского общества. Однако здесь следует отметить, что, несмотря на установление почти неограниченной власти императора, порядок престолонаследия так и не утвердился до конца. Проблем престолонаследия сохранялась по-прежнему. Итак, принципат в истории Древнего Рима – это важнейший этап перехода от старой республики к империи. Это переход был осуществлен сравнительно безболезненно во многом благодаря умелой политике Октавиана, который в течение всего своего правления сумел сохранить республиканские традиции и при этом усилить свою власть.