В любое мероприятие можно внести струю креатива, если включить в сценарий прикольные загадки про сказки. Их можно как просто читать и раздавать за верные ответы жетоны, так и разыгрывать в виде шарад либо устраивать с их помощью конкурсы и подвижные игры-соревнования.
Загадка про Буратино
Уже в детских садах воспитатели стараются привить детям любовь к литературе. Поэтому на утренниках и занятиях для дошколят часто используют загадки в стихах. Деткам очень нравится их разгадывать! Лучше всего, когда загадки в стихах опираются на сюжеты знаменитых сказок. Иногда в них описывается сам главный литературный герой.
Для детей можно использовать такие загадки про сказки в стихах, где ответ будет рифмоваться. Например:
«Деревянным был мальчишка –
Непослушный шалунишка,
Другом был Пьеро, Мальвины.
Знают все, он – … (Буратино)».
Загадка на знание сюжетных деталей в сказке
Многие малыши прекрасно угадывают названия произведений, легко называют персонажей. Разгадывая загадки про сказки, большинство ребятишек может даже назвать автора. А вот на детали они иной раз не обращают внимания.
Поэтому не всегда в загадки для детей про сказки включается вопрос о том, как называется произведение или каковы имена героев. Ведущий может спросить о каких-либо важных деталях по сюжету.
«Лебеди мимо села пролетали,
Мальчика лебеди-гуси украли.
Баба-яга его съесть не смогла –
Девочка мальчика быстро спасла.
С кем повстречалась она по пути,
Братца когда поспешила найти?»
Сказки Андерсена – прекрасный материал для загадок
В начальной школе изучают произведения прекрасного детского писателя-сказочника. Это Ганс Христиан Андерсен.
Очень нравятся малышам загадки про сказки в стихах, основанные на любимых произведениях. И «Гадкий утёнок» входит в этот список.
«Знаете, о ком спрошу вас я?
Неродной была его семья.
Не любили все его, ругали,
Обижали, даже прогоняли.
Но красавцем скоро стал урод –
Удивился птичий весь народ!»
Что нужно для соревнования «Кто лучше знает героев сказок?»
Известно, что малышам трудно долго находиться без движения. Поэтому организовать во время утренника соревнование, где дети смогут побегать – значит сделать мероприятие интереснее и увлекательнее. Здесь также можно использовать загадки про сказки. Например, берутся такие известные произведения устного народного творчества, как «Репка» и «Терем-Теремок».
В соревновании будут использоваться загадки про героев сказок. Поэтому заранее готовятся достаточно крупные (размером с альбомный лист) картинки с изображениями действующих лиц.
Для сказки «Зимовье зверей» это будут:
- бык;
- баран;
- гусь;
- свинья;
- петух.
А вот к «Терем-Теремку» нужно подготовить картинки:
- мышки,
- лягушки,
- зайчика,
- лисички,
- волка.
Там ещё есть один герой – Медведь. Но его в теремок звери не пустили, поэтому не обязательно делать иллюстрацию с этим животным. Тем более что картинок по сказке «Зимовье зверей» будет всего 5.
Ещё нужно подготовить макеты теремка и домика, построенного зверями в лесу. И конечно же, нужны будут загадки про сказки и сказочных героев.
Условия соревнования «Кто лучше знает героев сказок?»
В этом конкурсе могут принимать участие две и более команд. Будет здорово, если каждая группа участников придумает себе креативное название. Также рекомендуется участникам одной команды одеться в футболки одного цвета, а членам второй – в майки другого. Можно продумать и другую атрибутику, например, яркие разноцветные платочки на шее, подобные пионерским галстукам, пилотки или шарфы на поясах.
Картинки раздают детям вперемешку. Поэтому у одной команды должны оказаться герои разных сказок.
Затем ведущий читает загадки про русские сказки, даётся сигнал, и малыши бегут либо к макету теремка, либо к зимовью – это зависит от того, какой персонаж у него в руках. Итоги подводятся по тому, насколько правильно малыши определили, из какой сказки их герои. За каждый правильный ответ команда получает очко.
Загадки для соревнования «Кто лучше знает героев сказок?»
Слова ведущего могут быть оформлены в стихотворные строки. Например, про «Зимовье зверей» детям можно предложить такую загадку:
«В чаще бык построил дом.
Жить один хотел он в нём.
Но к нему явились звери –
Выломать хотели двери,
Выщипать мох из щелей.
Он пустил их всех скорей!
Не таким уж злым бык был.
Кто с быком в зимовье жил?»
А про «Терем-Теремок» можно предложить детям такую загадку:
«Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Звери мимо пробегали,
В теремочке жить остались.
Что за звери, подскажи?
Побежали: раз, два, три!»
Кстати, вполне подойдёт для такого конкурса и загадка про сказку «Репка»:
«Дед на грядке посадил
Чудо-репку и полил.
Выдернуть он плод не может!
Дети, кто ему поможет?»
Только тогда лучше всего сделать макет не дома, чтобы не спутать его с зимовьем, а самой репки.
Интерактивная игра для учащихся начальной школы
Кое-кто из старшего поколения помнит игру с вопросами и ответами, в которой использовались специальные указки с металлическими наконечниками. В листах с несколькими вопросами справа и ответами слева были вырезаны круглые отверстия. Когда ими накрывали картонную коробку с металлическими бляшками, те как раз попадали в эти отверстия.
Прочитав справа вопрос, игрок одной указкой касался кружка около него. Затем слева выбирался верный ответ. Вторую указку нужно было поставить в соответствующий кружок. Так как указки были на проводах и соединялись с электрической схемой внутри коробки, то при правильном ответе обычно загоралась лампочка или начинала звучать мелодия. Питание в цепи обеспечивалось батарейкой.
Сам способ работы такой игры ныне положен в основу экзаменов ЕГЭ и ГИА. На один вопрос даётся на выбор несколько ответов.
Есть и очень примитивный способ подготовки игры подобного рода. С правой стороны доски пишут вопросы или наклеивают листы с красочно оформленными загадками. С левой стороны доски располагают листы с ответами. Можно размещать их в свободном порядке, как будто с неба слетают воздушные шарики.
Участникам предлагается соединить линиями вопросы с правильными ответами. Можно установить две таких доски – тогда соревноваться будут две команды. Для азарта рекомендуется устроить эстафету, где передавать участникам нужно будет мел.
Вопросы-загадки для игры в почтальонов
Можно предложить игру «Доставь послание по адресу!» Тогда следует заготовить заранее письма от литературных героев или прототипов, на доске закрепить картинки – «фото адресатов».
Здесь представлены примерные загадки про сказки с ответами, которые взяты в скобки. То есть тексты писем могут быть такими, как здесь – в скобках же указывается адресат, те, кому их нужно «доставить». Лучше всего, если адресатов будет немного больше, чем самих писем, чтобы у игроков имелись варианты неправильных ответов.
Опираются эти загадки на тот факт, что многие сюжеты сказок имеют аналоги в литературе других народов и времен. Подобрать правильно соответствующих персонажей – задача участников.
- «Мы, Пряничный (Имбирный) Человечек, Джонни-пончик, Вонючий Сырный Человечек и Кулебятка, собираем на свой день ангела всех своих братьев со всего белого света. Ты тоже обязательно должен присутствовать на празднике!» (Колобку).
- «Дорогая моя российская сестричка! Пишет тебе Белоснежка из сказки братьев Гримм. Я знаю, как похожи наши судьбы, поэтому очень хочу встретиться с тобой!» (Мёртвой царевне из сказки А. С. Пушкина).
- «Дорогая сестричка! Пишет тебе гречанка Родопис. Мы с ещё одной нашей сестричкой по имени Замарашка с нетерпением ждём тебя в гости на наш бал, посвящённый моей свадьбе с принцем!»(Золушке).
- «Сим посланием я утверждаю, что я, Жак Булемард, являюсь человеком реальным, в отличие от персонажа, описанного в сказке… Мы с этим прохвостом вовсе ничем не похожи! Я никогда не связываюсь с плохими людьми. Просто я считаю, что все болезни можно вылечить пиявками». (Дуремар из «Буратино»).
- «Дорогая моя сестрица из России! Пишет тебе Белль из далёкой страны под названием Франция. У нас с прекрасным принцем, бывшим ранее заколдованным Чудовищем, скоро свадьба. И мы приглашаем тебя к нам!» (Алёнушка из сказки "Аленький цветочек")
Загадки-сценки по сказкам
Интересным вариантом могут стать короткие интермедии. В основу их сюжетов кладутся известные сказки. Но сценарии этих сценок следует построить таким образом, чтобы нигде не упоминались имена героев. Можно даже некоторым образом перенести действие в современность.
Например, учащимся начальной школы можно предложить интермедию по сказке «О рыбаке и рыбке». Её можно обыграть таким образом.
За столом сидит девочка. Входит её друг и рассказывает, что встретил на улице волшебника, который обещал исполнить все его желания. Тогда девочка сообщает другу, что всегда мечтала иметь новый планшет. Мальчик уходит и возвращается с планшетом.
Девочка забирает его, садится переписываться с подругами в интернете и узнаёт, что кое-кто сегодня идёт на концерт модной группы "Перекрёсток". Она требует у мальчика достать билеты на выступление. Парнишка уходит и возвращается уже с билетами.
Девочка начинает собираться на концерт. И вдруг ей приходит в голову мысль, что она сама могла бы быть певицей. Она даже начинает демонстрировать другу свои способности. Но он морщится от её пения, забирает планшет и билеты и уходит.
Вопрос может звучать таким образом: «С какой знаменитой сказкой перекликается сюжет этой интермедии?»
Креативный подход к сказкам помогает открыть перед детьми основную задачу этого жанра, которая скрыта в пословице: «Сказка – ложь, но в ней намёк, добрым молодцам урок!»
Автор: Толочкова Ксения Павловна