Когда в СССР впервые было открыто метро? История метро

Метро традиционно считается самым надежным видом общественного транспорта. Поезда «подземки» не стоят в пробках, передвигаются быстро, способны перевезти огромное количество пассажиров. За счет скорости и предсказуемости метрополитен пользуется заслуженной популярностью у жителей больших городов.

История вопроса

Каждый мегаполис, начиная с середины XIX века, считал делом чести обзавестись разветвленной сетью подземных тоннелей, которые позволят уменьшить наземный поток транспорта. Первопроходцами в этом нелегком деле стали лондонцы: в английской столице появилось первое в мире метро, и случилось это еще в далеком 1862 году.


Особенным комфортом новшество похвастаться не могло: открытые сверху вагоны передвигались в окутанных дымом и покрытых копотью тоннелях (англичане использовали паровозы), совершая смешной по нынешним временам путь протяженностью в 3,6 км - но все-таки это был большой прорыв.

Транспортные пробки – проблема не новая

Москва на рубеже ХІХ-ХХ веков, возможно, не слишком походила на нынешнюю, но пробки в ней тоже были знатные. Конечно, тогда в них участвовали не железные, а самые обыкновенные кони, но скопление грузовых и пассажирских экипажей порой останавливало движение на улицах полностью.

Проблема созрела со всей очевидностью и, вдохновленные примером британцев, власти царской России призадумались о строительстве метрополитена еще в 1890-х годах – задолго до того момента, когда в СССР впервые было открыто метро. В каком году состоялось бы это событие, если бы проект 1901 года был принят (и какой облик приобрели бы станции), мы никогда не узнаем. Впрочем, история не терпит сослагательного наклонения.

Первый проект московского метро

В начале ХХ века трое энтузиастов: П. Балинский, Е. Кнорре и Н. Каразин вложили в проект решения московской транспортной проблемы бездну своего времени, таланта и нервов. В борьбу приходилось вступать буквально на каждом шагу. Владельцы «конки» опасались конкурентов. Городская управа осталась недовольна своими финансовыми выгодами. Ввязалось даже духовенство, без которого нигде не освятится: дескать, эстакада повредит благолепию некоторых московских храмов. Высказывалась даже мысль, что метрополитен вреден(!) для деревни.

Если бы не косность и корыстолюбие чиновников, вопрос о том, когда в СССР впервые было открыто метро, в каком городе и году, не имел бы смысла, поскольку заслуга строительства принадлежала бы совершенно другой стране. Но случилось по-другому. Блестящий проект Балинского был отвергнут, а осуществлению нового, разработанного Кнорре в 1912 году, помешало начало Первой мировой войны и всем известные революционные события. Строительство метрополитена отложилось на неопределенный срок: во времена великих потрясений не до градостроительных подвигов.

Задача новой власти

Решать проблему с транспортом в столице молодого Советского Союза предстояло новым властям. Поначалу руководство, видимо, еще питало некоторые иллюзии, что без подземки можно обойтись: активно увеличивалось количество трамваев, автобусов и троллейбусов. Но к началу 30-х годов стало ясно, что наземный транспорт полностью решить проблему не способен.

Как и во многих других начинаниях, основополагающим фактором стала политическая воля: постановление Пленума ЦК в июле 1931 предписало незамедлительно приступать к сооружению метрополитена – и от этого судьбоносного решения до момента, когда в СССР впервые было открыто метро, прошло всего четыре года.

Ударное строительство

В сентябре 31-го организован Метрострой, схема из 10 линий (80 км всего) утверждена в марте 33-го, а в середине осени 1934 от «Комсомольской» до «Сокольников» уже курсировал пробный, «обкаточный» поезд, состоящий из двух вагонов.

Если для воплощения идеи в целом понадобилась почти пятилетка, то для строительства, с момента утверждения проекта и до дня, когда в СССР впервые было открыто метро – год с половиной. Понятно, что работы подвигались ударными темпами: в Советском Союзе практически все должно было иметь оттенок неслыханного подвига. Но заслуга строителей – несомненна, и москвичи должны быть вечно благодарны за это свершение.

Первые станции метро выгодно отличаются от новейших красотой и изысканностью, которые считают излишними современные зодчие. Наш прагматичный век ставит во главу угла функциональность и экономичность. Да и то сказать: когда количество станций переваливает за сотню, они уже не являются таким объектом эстетического интереса, как в том случае, если их всего двадцать. В 30-е годы все было вновь, и отношение к происходящему было другое.

Красота и функциональность

Архитекторы «Метростроя» вспоминали, что всего за год до момента, когда в СССР впервые было открыто метро, им позвонили и сказали, что проекты станций нужно сделать за 25 дней. И единственное требование, которое предъявлялось к результату – они должны быть «красивые».

К чести архитекторов нужно сказать, что с работой они справились вовремя и на «отлично», подойдя к каждому решению индивидуально, с выдумкой и любовью. К моменту, когда в СССР впервые было открыто метро, в столице были готовы 13 станций. Забавно, что Каганович потребовал заменить дерматин на сиденьях натуральной кожей, ратуя за ее долговечность. Современные экономисты от такого решения просто содрогнулись бы.

Лучший подарок для москвичей

4 февраля 1934 года поезд метро проехал по всей линии от начала и до конца, а 6-го восемь поездов московского метрополитена приняли первых пассажиров – делегатов VII съезда.


Поначалу на метро можно было проехать всего 11,5 км - от «Сокольников» до «Парка культуры», с ответвлением на «Смоленскую» (впоследствии – Арбатская линия). К услугам пассажиров было 13 станций и 14 поездов. Конечно, сегодняшних столичных жителей такая «подземка» ничуть не впечатлила бы, но в момент, когда в СССР впервые было открыто метро, в Москве это восприняли как настоящее чудо. В день открытия, 15 мая 1935 года, испытать доселе неведомый вид транспорта пожелали 370 тыс. человек.

Разумеется, не обошлось без дорогого товарища Сталина. В те времена без него нигде не обходилось – не стал исключением и день, когда в СССР впервые было открыто метро. Поезд украсили портретом вождя и транспарантом соответствующего содержания: «Спасибо великому Сталину за отеческую заботу о трудящихся Москвы».

Вчера и сегодня

Надо сказать, что в каком-то смысле «отец всех народов» и вправду спас это замечательное сооружение, приняв решение не покидать Москву в 1941 году, когда немцы подошли к городу на критичное расстояние. 15 октября этого года – единственный день в истории, когда двери метрополитена не открылись для своих пассажиров.

Все стратегические объекты (и подземка в том числе) были заминированы и готовились к уничтожению. К счастью, этого не случилось: приказ был отменен. Во время войны метро служило бомбоубежищем, спасая и даже даря жизнь: в 1941 году тут родилось 217 младенцев.


Обладателем первого билета стал обычный труженик, мастер завода «Красный пролетарий» П.Латышев. Вряд ли в тот майский день, когда в СССР впервые было открыто метро, кто-нибудь мог представить, в какой грандиозный проект выльется это начинание. Сегодня линии протяженностью 327,5 км соединяют 196 станций, а по суточному пассажиропотоку московский метрополитен является мировым рекордсменом.

Автор: Елена Томилова

Комментариев нет:

Отправить комментарий