Адат - это (джави: عادت) - общий термин, заимствованный из арабского языка для описания разнообразных местных обычаев и традиций, выполняемых мусульманскими общинами на Северном Кавказе, в Центральной, а также Юго-Восточной Азии. Несмотря на свое арабское происхождение, термин "адат" имеет широкое распространение по всей морской Юго-Восточной Азии, где из-за колониального влияния его использовали систематически в различных немусульманских общинах. В доисламский период истории существовало множество правовых норм, регулировавших жизнь общин, и одним из них являлся адат. Значение слова " адат" часто противопоставлялось шариатскому праву.
Суть адата
В юридической области, адат - это нормы обычного права, правила, запреты и предписания руководства относительно поведения индивидуума в качестве члена мусульманского сообщества и санкции за их нарушение. Также это формы обращения к различным слоям населения для которых данные нормы и правила составлены. Они довольно консервативны и строги. Адат включает также набор местных и традиционных законов, систем урегулирования споров, по которому общество существует на протяжении веков.
Адат на Северном Кавказе и Центральной Азии
До прихода ислама, народы Северного Кавказа и Центральной Азии давно имели установленные нормы уголовного и гражданского права, которые в исламский период стали называться "адат". В традиционных обществах Центральной Азии он устанавливается и надзирается авторитетными членами общины, как правило, советом аксакалов. Он основан на племенном кодексе поведения и на многовековом опыте в разрешении конфликтов между отдельными людьми, общинами и племенами. На Северном Кавказе касаемо традиционных ценностей кодекс адат постановил, что тейп (клан) - главный ориентир для верности, чести, стыда и коллективной ответственности.
Колониальная администрация Российской империи не мешала правовой практике и делегировала управление на уровне местных общин до Советов аксакалов и тейпов. Так же поступали большевики в первые годы революции 1917 года. Адат практиковался среди жителей Средней Азии и кавказцев вплоть до начала 1930-х годов, до тех пор пока Советская власть запретила его использование и заменила гражданским законодательством.
Адат в Юго-Восточной Азии
В Юго-Восточной Азии понятие "адат" и его значение были впервые сформулированы в исламизированом малайско-говорящем мире. Видимо, это было сделано, чтобы отличить традиционные и мусульманские нормы. В XV веке малаккайский султанат разработал кодекс международного морского права, а также гражданский и хозяйственный кодексы, которые имели отчетливое влияние закона под названием "шариат". Адат также очень сильно отразился на данных правовых документах. Эти кодексы позже распространились по всему региону и стали полноправными источниками права для местной судебной практики в таких крупных региональных султанатах, как Бруней, Джохор, Паттани и Ачех.
Адат в Ост-Индии и его изучение
В первые десятилетия ХХ века в голландской ост-Индии изучение адата возникло как специализированная область исследования. Хотя это связано с нуждами колониальной администрации, тем не менее исследование породило активную научную дисциплину, которая затрагивала различные системы сравнения адата в разных странах. Среди выдающихся ученых, занимающихся исследованием адата, значится голландец Ван Валленховен, Тер Хаар, а также Сноук Хунгронхе. Несколько ключевых понятий, которые все еще используются сегодня в рамках обычного права существуют в современной Индонезии. Они включают в себя "закон адата", "закон кругов адата", "коммунальное право на земельные участки или их использование" , а также "закон общин". Закон адата использовался колониальным правительством как правовой термин, обозначающий нормативное право, которое было представлено самостоятельным юридическим направлением, помимо канонического права. Местные законы и обычаи всех этносов, в том числе немусульман, стали собирательно обозначаться понятием "адат" - словом, которое имело широкий правовой смысл. Его нормы и положения были закодированы в юридических документах этих стран, в соответствии с которыми и был введен правовой плюрализм на территории Ост-Индии. Согласно этой схеме, на основе классификации систем адата как культурно-географической единицы, голландцы разделили всю ост-Индию по меньшей мере на девятнадцать правовых зон.
Современное влияние адата
Адат по-прежнему используется в судах Брунея, Малайзии и Индонезии (страны, в которых государственной религией является ислам) в качестве гражданского права в некоторых аспектах. В Малайзии в Конституции каждого штата существуют уполномоченные малайских государственных представителей, такие как Глава ислама и малайских обычаев. Советы Штатов, известные как Меджлис Агама Ислам дан Адат (Совет ислама и малайских обычаев) несут ответственность за консультирование руководителей штатов, а также за регламентацию по делам ислама и адата.
Судебное регулирование спров с применением обычного права
Судебные разбирательства по вопросам, относящимся к делам ислама и адата (например, случаи раздела совместной собственности супругов и их общих детей) осуществляются в Шариатском суде. Закон адат - это то, что в большинстве случаев регулирует гражданско-правовые и семейные отношения в мусульманской части Юго-Восточной Азии. В штатах Сараваке и Сабахе свод адатов немалайской общины коренных народов Малайзии были узаконены путем создания специальных судов, известных как Махкамаха Бумипутра и Махкамах Анак Негери. Существует и параллельная система для этнических малайцев, которая называется Махкамах самом, но она с очень ограниченной юрисдикцией.
В Индонезии закон адата по-прежнему имееет большое юридическое значение в некоторых областях, особенно в большинстве индуистских деревень на острове Бали, в регионе Тенгер и в султанатах Джокьякарта и Суракарта.
Адат на постсоветском пространстве
После распада Советского Союза практика адата в Центральной Азии начала возрождаться в 1990-е годы среди мусульманских общин в сельских районах. Это произошло во многом из-за распада юридических и правоохранительных институтов в большинстве областей центрально-азиатского региона. Появление новых Конституций в республиках также способствовало этому процессу, поскольку он расширил возможности некоторых традиционных институтов, таких как советы старейшин (аксакалов), Некоторые административные органы также часто руководствуются нормами адата.
Кавказские и чеченские адаты
На Северном Кавказе на протяжении веков существовала традиционная клановая система самоуправления общин. Чеченские адаты возникли еще при Шамиле. Слово "адат", определение и перевод которого обозначает понятия "обычай или привычка", играет колоссальную роль для северо-кавказских народов. После сталинских времен он вновь начал действовать подпольно (с 1950-х годов двадцатогого века). Для чеченцев адат - это непоколебимые правила поведения в семье и обществе. Любая порядочная чеченская семья проявляет уважительное отношение и заботу о старшем поколении, в особенности о родителях. Пожилые родители живут вместе с одним из сыновей. Из-за репрессий исламских ученых во время сталинских лет, адат, который существовал в Чечне и Дагестане, практически не содержал элементов исламского права. Однако сейчас растет число мусульманских ученых, публикующихся в сборниках адатов, материалы которых используются при принятии важных решений в сельских советах и районных администрациях.