Имя Черняховского вписано золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны. Этот энергичный и талантливый генерал стал одним из ярких молодых военачальников тех лет. За время войны он побывал на самых разных фронтах: сражался в Прибалтике, оборонял Новгород, отбивал Воронеж, был среди солдат во время Курской битвы, освобождал Украину и Белоруссию.
Детство
Будущий генерал Иван Черняховский родился в городе Умань, который находится недалеко от Киева, в 1906 году. Его отец (Данил Николаевич) был стрелочником на железной дороге. Когда началась война с Германией, он был призван на фронт, где получил контузию. Вернувшись, глава семейства отправился в подольскую губернию, где был кучером у помещика. Мать ребенка была домохозяйкой. Родители умерли в 1919 году из-за сыпного тифа. Так осталось шесть детей-сирот.
Иван сначала недолго пас коров у местных крестьян, а в 1920 году начал беспризорничать в разрушенной войной стране. Оказавшись на работе на железной дороге, он успел получить опыт слесаря, после чего стал проводником грузов на маршрутах вокруг Одессы.
В армии СССР
В 1924 году юноша по распоряжению комсомола был отправлен в местную пехотную школу. Так началась биография генерала Черняховского в рядах Советской армии. В дальнейшем он учился на артиллериста в Киеве. Эта школа была окончена в 1928 году. Тогда же он был зачислен командиром одного из взводов 17-ого корпусного артполка в городе Винница.
Накануне Великой Отечественной войны биография генерала Черняховского сделала очередной поворот. Он был назначен в 28-ую танковую дивизию (командиром). Она дислоцировалась в Прибалтике.
Начало войны
В последние дни мира и СССР и Третий Рейх готовились к войне. Однако Сталин считал, что немцы нападут только через год. Поэтому все подготовительные мероприятия не были направлены на сиюсекундную мобилизацию (даже несмотря на сведения разведки).
18 июня дивизия Черняховского получила приказ покинуть свои квартиры и передислоцироваться в местечко рядом с литовским городом Шяуляй. Теоретически военные должны были заняться плановыми учениями. Однако уже 22 числа немцы перешли границу СССР. Так и вышло, что Черняховский с самого начала оказался в самом пекле событий, так как Литва подверглась атаке одной из первых.
Во вторую ночь войны дивизия, которой руководил офицер, преодолела 50 километров и оказалась рядом с городом Варняй. Начались проблемы с поставкой горючего, из-за чего движение застопорилось. Организационные проблемы, с которыми столкнулась 28-ая танковая дивизия, были повсеместными. Красная армия оказалась не готовой к внезапному блицкригу немецких оккупантов. Кроме того, небо над Литвой с самого начала контролировалось немецкими бомбардировщиками, которые наносили ощутимые удары по сухопутным частям.
Первым боем Черняховского оказалась попытка его дивизии выбить противника из городка Калтиненая. Однако численное преимущество противника привело к закономерному поражению советских солдат. Вскоре Иван Данилович отступал в общем потоке Красной армии.
Важным рубежом оказалась Западная Двина, а также город Елипая, где завязался кровопролитный бой с солдатами Рейха. Также дивизия получила приказ осуществить прикрытие переправы отставших подразделений в Риге. 1 июля врагами была форсирована Западная Двина, после чего части беспрерывно отступали на восток.
Оборона Новгорода
13 августа 1941 года Черняховскому был отдан приказ занять оборонительные позиции в восточном пригороде Новгорода. В организации обороны проявились командные способности офицера. Он научился быстро и эффективно перебрасывать части из точки А в точку Б, что крайне осложняло задачу противнику. В частности, он приучил свою дивизию не брать с собой ничего лишнего, а только боеприпасы, походные кухни и т. д. На этом особенно настаивал Черняховский, краткая биография которого включает в себя и факты о голодании в детстве во время Гражданской войны.
Солдаты проводили земляные работы, когда по ним был открыт огонь из минометов. Наиболее способные части были направлены к городскому кремлю, который являлся стратегически важным пунктом. Удар гитлеровской армии продолжал наращиваться за счет многочисленных резервов. К этому времени Рейх оккупировал почти всю Европу и перебросил на восток все свои боеспособные армии.
Через несколько дней от дивизии Черняховского осталась треть личного состава. За это время немцы провели тринадцать атак. 16 и 17 числа они пытались штурмовать новгородский кремль и форсировать реку Волхов. Их поливали пулеметным огнем и смелыми контратаками. Критическое положение заставило командование ввести в бой оставшийся небольшой резерв. Атака немцев несколько ослабла после того, как части северо-западного фронта попытались провести массивную контратаку в районе Старой Руссы. Это заставило гитлеровцев разделить силы. Некоторая передышка дала шанс 28-ой дивизии отойти восточнее реки Волхов. Штаб был перенесен в непримечательную деревушку Кунино. В это время у Черняховского обнаружилось воспаление легких. Из-за тяжелого диагноза его отправили во фронтовой госпиталь.
Воронеж
В мае 1942 году Черняховский Иван Данилович (краткая биография которого является темой нашего обзора) получил звание генерал-полковника. Он хотел вернуться в танковую часть, потому что именно этому роду войск уделил десять лет своей карьеры. В конце концов он был назначен командиром 18-го танкового корпуса, куда и прибыл в июле 1942 года. Эта часть находилась на Брянском фронте – совсем не в том регионе, где прежде воевал генерал.
В это время южное направление стало главным в противостоянии между Германией и СССР. Если Ленинград был в блокаде, а сражения под Москвой приняли позиционный характер, то именно в степях теперь решался исход войны. В июле немцы захватили Ростов-на-Дону. Для того чтобы оккупировать Кавказ, в штабе Рейха была предложена операция «Эдельвейс». Этот горный хребет был нужен Гитлеру для того, чтобы отрезать Советский Союз от важной с экономической точки зрения нефти из Баку и Грозного.
Согласно плану, группа армии «А» должна была преследовать отступающих за Доном и захватить эти важные города. В то же время формирование «Б» направлялось к Сталинграду для того чтобы обеспечить тем безопасный тыл и поддержку. Именно на это направление попал Черняховский Иван Данилович. Биография генерала еще не содержала подобных операций.
3 июля армии под командованием Паулюса и Вейхса окружили Старый Оскол и вышли к Дону. Возникла опасность захвата Воронежа. В этот момент Сталин позвонил генералу Голикову, которому сообщил, что передает ему подкрепление в виде 18-го танкового корпуса Черняховского. Началась эвакуация гражданского населения Воронежа. В то же время танки 18-го корпуса начали вводиться в бой. Они разрозненными группами двигались по городу, пытаясь не дать противнику перейти Дон. Богатый военный опыт генерала Черняховского подсказывал ему не делать этого, однако Голиков не слушал его и командовал как старший по званию.
Сам Иван Данилович возглавил одну из бригад около совхоза «Ударник» для того, чтобы воодушевить свои подчиненных, которые смело последовали в бой за командиром (всего в атаке приняло участие 14 экипажей). В этом бою снаряд попал в его машину, из-за чего тот получил контузию. Ему вновь следовало лечь в больницу, но он отказался это делать.
7 июля для защиты Воронежа был специально создан новый Воронежский фронт из 4 армий и 4 танковых корпусов. Однако контратаки не возымели успеха. Немцы оккупировали Воронеж, захватили Донбасс и теперь угрожали низовьям Волги.
Во главе 60-й армии
25 июля Черняховский Иван Данилович, биография которого обходилась без неудач на фронте, был назначен главнокомандующим 60-ой армии, которая также сражалась рядом с Воронежем. Он был назначен вместо Антонюка, который не справлялся со своими задачами.
Генерал армии Черняховский, биография которого была известна каждому солдату на фронте, сразу приступил к своим обязанностям. Он держал оборону под Воронежем, периодически навязывая свою волю противнику. В конце августа немцам на другом направлении удалось прорваться к Волге. Теперь основные бои перенеслись в Сталинград, тогда как под Воронежем наступило относительное затишье.
Зимой, когда ситуация на Волге стала складываться в пользу советских военных, в Ставке начали готовить массивную контратаку, в которой должны были принять участие сразу несколько армий, в том числе 60-ая. Это были части Воронежского и Брянского фронтов. Первые атаки начались 24 января 1943 года.
Руководить наступлением с восточной стороны Воронежа должен был Иван Черняховский. Биография и успехи военного стали для него лучшими рекомендациями для Ставки и Сталина. 25 числа 60-ая армия вошла в Воронеж и полностью избавила его от оккупантов. Между этим городом и Касторным в окружении оказались значительные силы противника в том числа два венгерских корпуса. В сложившейся обстановке поступил приказ развивать наступление с максимальными усилиями, пока линия фронта не стабилизировалась. Поэтому советские части, в том числе и армия Черняховского, двинулись вперед по направлению к Старому Осколу, Курску и Харькову. В то же время 38-ая армия должна была нейтрализовать окруженных солдат Рейха и их союзников. Коммуникации этих отрядов были отрезаны, они оказались беззащитными. Между тем 60-армия 8 февраля вошла в Курск. Был там и Черняховский Иван Данилович, биография которого обогатилась еще одной удачной операцией. В марте его солдаты подошли к реке Сейм.
Подготовка к Курской битве
Успехи Красной армии позволили начать подготовку к Курской битве. 26 марта Иван Данилович со своими частями был переподчинен Центральному фронту. Его командующий Рокоссовский был впечатлен знакомством с молодым генералом. Поляк и позже высказывался о нем только положительно.
Когда началась оборона Курской дуги, 60-армия находилась на одной из вершин выступа. Правее ее находились части генерал-лейтенанта Батова, а левее – солдаты под руководством Чибисова. Пока войска стояли на месте Черняховский (биография которого включала самые разные путешествия) объездил все местные села, который были в прифронтовой полосе. Не было ни одного населенного пункта, которого бы он не знал. Глубокий анализ происходящего и внимательность к каждой детали всегда были его выдающимися чертами.
Авиационная подготовка наступления немцев началась 6 июля. Командующий фон Клюге повел в атаку дивизии Рейха, однако его успехи были крайне малы. Продвинуться удалось лишь на 10 километров, что не составляло даже малой части подготовленной фронтовой полосы (около 100 километров).
Каждое утро и вечер происходили летучки высшего командования, где командующие армиями докладывали о состоянии дел на своем участке. Среди них был и генерал Черняховский. Биография военного была полна таких встреч и обсуждений, когда решались судьбу сотен и тысяч солдат.
Контратака
Далее последовало танковое сражение под Прохоровкой, где погибли лучшие части немецкой армии. Это был крах и крушение нацистского плана «Цитадель». Уже 23 числа советские войска в контратаке вернули все, что было захвачено немцами в ходе их кровопролитного наступления. 5 августа через месяц после начала Курской битвы были возвращены города Орел и Белгород.
В то же время 60-ая армия осталась в тылу и ждала своей очереди двинуться вперед в Левобережную Украину. Солдаты, которые провели несколько месяцев в окопах, рвались в бой. Этому чувству был подвержен и Черняховский Иван Данилович. Краткая биография генерала буквально пестрит подобными днями мучительного ожидания в траншеях.
Тем временем в Москве впервые за войну устраивали салюты по случаю возвращения русских городов. Наконец в середине августа Черняховский был вызван Рокоссовским и получил новые указания о наступлении на фронте.
30 августа при развивающемся наступлении был взят Глухов. Впереди была граница с Украиной. За следующий день Черняховскому удалось продвинуться на 60 километров. Немцы в спешке покидали свои позиции. Генерал не знал ни минуты покоя. Он постоянно ездил из одной дивизии в другую, спорил в штабе над картой, получал указания по телефонным и телеграфным линиям, которые порой были установлены в отдаленных районах.
В сентябре были возвращены и другие города: Конотоп, Бамач и Нежин. В ноябре был создан 1-ый Украинский фронт. Черняховский, биография которого стала показательным примером для других военачальников, принял участие во множестве операций. Был форсирован Днепр, освобожден Киев и еще сотни населенных пунктов правобережной Украины.
Главнокомандующий 3-м Белорусским фронтом
17 октября 1943 года биография генерала Черняховского ознаменовалась знаковым событием. Офицер получил звание Героя Советского Союза за проявленное мужество при форсировании Днепра. Тогда же офицер в возрасте 37 лет был назначен главнокомандующем 3-м Белорусским фронтом. Он стал самым молодым человеком в РККА, наделенным такими обязанностями. Этот непревзойденный успех был достигнут благодаря трудолюбию, мужеству и смекалке. Биография генерала Черняховского, в принципе, весьма способствовала данному назначению.
В новом регионе Иван Данилович принял участие в освобождении таких важных городов как Витебск, Минск и Вильнюс. Черняховский вернулся туда же, где сам встретил Великую Отечественную войну. После того как советская Прибалтика была очищена от оккупантов, фронт переместился на территорию Германии.
Гибель
18 февраля 1945 года Черняховский попал под обстрел в своей машине. Это произошло на окраинах города Мельзак (находится в Восточной Пруссии). Вместе с ним в автомобиле было еще 4 человека, но никто из них не пострадал. Не было значительных повреждений и на машине.
Есть данные о том, что биография Черняховского И. Д. давала ему возможность продвинуться на службе еще дальше. Так, например, в Ставке готовился указ о присвоении ему звания Маршала Советского Союза, однако преждевременная смерть не позволила командованию опубликовать бумагу. Тело генерала было захоронено в Вильнюсе. Гораздо позже (в 1992 году) оно было перенесено на родную землю, в Москву.
Память о Черняховском
Вскоре после окончания войны в честь генерала был переименован немецкий город Инстербург, который получил название Черняховск. Он был передан СССР, так как находился в Восточной Пруссии (нынешней Калининградской области).
Личная жизнь генерала Черняховского была полностью подчинена армии и войне. С юности оказавшись в вооруженных силах он, тем не менее, удачно женился. В семье было двое детей – сын и дочь. Личная жизнь Черняховского интересовала многих. Его головокружительный карьерный взлет, остановленный фатальным осколком, многие недоброжелатели объясняли связями в Ставке. Но это, конечно, не так. Молодой военный оказался на гребне волны еще и потому, что накануне войны Красная армия потеряла многих своих командиров и маршалов во время сталинских чисток. Вакантные места в результате были заняты талантливыми и старательными, пусть и молодыми, военными нового поколения.
Биография Черняховского, фото которого часто попадало во время войны на страницы советских газет, оказалась отличным материалом для многих патриотических книг. Память о генерале хранилась в СССР с особенной тщательностью, как и все то, что связано с тем страшным временем.