Творчество Родиона Щедрина, известного композитора второй половины 20-го века, - это музыкальные произведения на русскую тематику. Сюжеты отечественных классиков литературного жанра легли в основу его опер и балетов. На произведениях Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, В. В. Набокова, Н. С. Лескова и других великих писателей были созданы хоровые литургии и концерты для оркестров.
Родион Щедрин: краткая биография будущего композитора
В Москве, в семье Константина и Конкордии Щедриных, 16 декабря 1932 года появился на свет их первенец, которому спустя некоторое время суждено стать гордостью российской музыкальной элиты, великим композитором современности, пианистом, народным артистом СССР, лауреатом международных премий и автором сотни музыкальных произведений.
С самого детства Родион Щедрин рос в музыкальной среде. Отец Константин Михайлович Щедрин был выпускником Московской консерватории, композитором и музыкальным критиком. Всё своё довоенное детство будущий композитор проводил в городе Алексине Тульской области, где от деда, православного священника, остался дом на берегу красивейшей русской реки Оки.
Военное детство композитора
В октябре 1941 года семья Щедриных была вынуждена эвакуироваться в Самару, куда вместе с ними переехали и другие работники культуры. Возможно, что личное общение с Дмитрием Шостаковичем сыграло немаловажную роль в будущем Родиона.
Уже в эвакуации ему вместе с отцом посчастливилось присутствовать на генеральной репетиции знаменитой Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Константин Михайлович и Дмитрий Дмитриевич работали вместе в Союзе композиторов, и нередко именно Д. Шостакович помогал семье Щедриных в сложных бытовых обстоятельствах в условиях эвакуации.
Талантливый сорванец
В детские годы Родион Щедрин, несмотря на музыкальную среду обитания, особого рвения к музыке не проявлял. Как и у местной детворы, круг его интересов ограничивался лазанием по деревьям, дворовыми играми, воровством яблок из соседского сада. Однако у мальчика наблюдались исключительные музыкальные способности. К десяти годам Родион Щедрин обладал феноменальной музыкальной памятью и абсолютным слухом, его способность запоминать музыку поражала гостей семьи Щедриных, которые часто бывали у Константина Михайловича. Примечателен один случай из детства композитора.
В 1943 году вместе с товарищем Родион отправляется на фронт. Всеми правдами и неправдами друзья благополучно добираются до Кронштадта. После долгих поисков отцу Родиона удаётся найти мальчиков и вернуть их обратно в Самару. Встал вопрос о будущем подростка. В желание Родиона поступить в нахимовское училище или стать музыкантом вмешался случай. В то время частым гостем семьи Щедриных была актриса Вера Николаевна Пашенная. Именно она, зная уникальные музыкальные способности мальчика, предложила за свой счёт отправить его на обучение в Московскую консерваторию. Однако жизнь диктовала свои правила.
Возвращение из эвакуации
В конце 1944 года семья возвращается в Москву, где Константину Михайловичу предложили работу, он становится преподавателем истории и теории музыки в только что созданном Московском хоровом училище. Организатором и идейным вдохновителем музыкального заведения становится Александр Васильевич Свешников, педагог, хормейстер, общественный деятель и будущий народный артист Советского Союза. Прослушав талантливого парня, А. В. Свешников предлагает ему обучение хоровому искусству в училище. Так, Родион Щедрин начинает свою музыкальную карьеру. В дальнейшем первые композиторские произведения молодого автора были связаны именно с хоровым пением.
Музыкальные будни
Учёба в Московском хоровом училище для Родиона Щедрина стала приобщением к великому искусству. Его музыкальные способности оценивали лучшие композиторы и исполнители того времени. Гостями учебного заведения были великие люди – Святослав Рихтер, Вениамин Хаэт, Эмиль Гилельс, Арам Хачатурян и Иван Козловский. Творческая жизнь Родиона Щедрина круто изменилась после композиторского конкурса.
В 1947 году под руководством авторитетного жюри, возглавляемого Арамом Ильичом Хачатуряном, в стенах хорового училища был проведён конкурс молодых композиторов. Участниками конкурса были юные дарования со всех уголков страны, общей численностью 35 человек. Каждый композитор вынес на суд жюри и зрителей по одному авторскому произведению. После жарких творческих споров первое место в конкурсе было отдано студенту хорового отделения – Родиону Щедрину.
Родион Щедрин: биография композитора
В 1950 году молодой человек поступает на учёбу в Московскую консерваторию. Родион Щедрин (фото можно видеть ниже) становится студентом сразу двух отделений, композиторского и фортепианного, куда радушно приняли талантливого музыканта. Своей главной удачей в жизни Р. Щедрин считал уроки по классу фортепиано, которые проводил педагог Яков Владимирович Флиер, советский пианист, лауреат многих международных конкурсов. Уроки по композиции Родиону Константиновичу преподавал Юрий Александрович Шапорин, русский композитор и дирижёр, лауреат трёх Сталинских премий. Он же и пригласил Родиона Щедрина после окончания вуза с отличием продолжить обучение в консерваторской аспирантуре.
Закончив учёбу, композитор остаётся преподавать в своей альма-матер. Из-за конфликта с руководством вуза по поводу отказа подписать письмо в поддержку ввода советских войск в Чехословакию Родион Щедрин был вынужден оставить работу в консерватории.
Сценические произведения композитора Р. Щедрина
Первой масштабной работой музыканта стал балет «Конёк-Горбунок» по одноимённому произведению Петра Ершова, который он создал по заказу Большого театра. Автору было чуть больше двадцати лет. В 60-х годах Р. К. Щедрин создаёт ещё несколько музыкальных произведений.
В 1961 году Москва увидела оперу «Не только любовь». Это лирическая опера в трёх действиях по мотивам рассказов писателя Сергея Антонова.
Третьим большим произведением автора стал концерт для симфонического оркестра «Озорные частушки», написанный Р. Щедриным в 1963 году. Дальнейший список авторских произведений можно перечислять очень долго. За свою творческую карьеру композитор написал:
- 5 балетов и 6 опер;
- 14 концертов для солирующих инструментов и 3 симфонии;
- 5 концертов для хора и 15 фортепианных сочинений;
- 25 камерно-инструментальных сочинений;
- 7 музыкальных произведений для театров и 10 к кинофильмам.
Кроме того, Щедриным были написаны больше сотни вокальных сочинений для солистов, хора и оркестра.
История любви
Как известно, Майя Плисецкая – прима-балерина Большого театра, народная артистка СССР, лауреат международных премий - жена Родиона Щедрина. Самое романтичное и судьбоносное событие в жизни композитора произошло в 1958 году. А история их знакомства начинается с дома Лили Брик, музы В. В. Маяковского, где будущие супруги познакомились.
Компания друзей собралась по случаю приезда их общего знакомого, французского актёра Жерара Филиппа. После шумного застолья Родиону Константиновичу, как обладателю собственного автомобиля «Волга», было поручено развезти засидевшихся друзей по домам. Случайно или нет, но последним по маршруту был дом Майи Плисецкой. Галантно распрощавшись с балериной, Родион попросил о следующем свидании.
Вторая встреча произошла на репетиции балета «Конёк-Горбунок», куда прима-балерина была приглашена на одну из главных партий. Окончательно стрелы Амура поразили любящие сердца после летнего отдыха в Доме творчества композиторов в Сортавале, что на Ладожском озере. После этого влюблённая пара отправилась на автомобиле Щедрина в Сочи. Из-за незарегистрированности отношений пару не поселили в гостинице, и они, нисколько не сожалея, провели свой медовый месяц в машине на берегу Чёрного моря.
Официально отношения Родион и Майя зарегистрировали 2 октября 1958 года. Уникальный брак композитора и балерины сохранился на всю жизнь. Прервать эту историю любви была способна только смерть.
Второго мая 2015 года в Мюнхене Майи Михайловны Плисецкой не стало. Причиной смерти был обширнейший инфаркт миокарда. К сожалению, в этом красивом браке не было детей – такова великая жертва русской балерины.
Завещание супруги
Сегодня композитор постоянно проживает в Мюнхене (Германия). Здоровье Родиона Щедрина после смерти супруги резко пошатнулось. Всё чаще местные врачи посещают его дом. Однако композитор не отчаивается и говорит, что лучшее произведение ещё не написано.
Согласно завещанию Майи Михайловны, прах Плисецкой должен быть соединён с прахом Родиона Константиновича после его смерти и развеян над территорией великой России.
Автор: Игорь Павлов
Комментариев нет:
Отправить комментарий