Харьковский котел 1942 года

Как известно, с первых дней Великой Отечественной войны и на протяжении нескольких месяцев советские войска отступали по всей протяженности западной границы страны. Впервые стремительную поступь врага удалось остановить только в ноябре 1941 года, на подступах Москвы. Тогда ценой невероятных усилий Красной армии удалось отбросить фашистов. Это дало повод военному командованию увериться в готовности войск вести наступательные атаки. Однако такие заблуждения привели к катастрофе под Харьковом.


                                                                             Изначальный план

К тому моменту, когда нападение немецких войск было успешно остановлено, и, более того, враг был откинут от московских рубежей на довольно приличное расстояние, большая часть промышленности была эвакуирована за Урал, где в несколько смен на большинстве предприятий велось активное производство военной техники. Поступление вооружения в действующую армию нормализовалось, кроме того, значительно вырос личный состав армии. Уже во втором квартале 1942 года удалось сформировать не только пополнение для действующей армии, но и резервные девять армий.

См. также: Освобождение Вены 13 апреля 1945 года. Штурм Вены

Исходя из этих обстоятельств, главное командование решило разработать несколько наступательных операций по разным направлениям фронта с целью деморализовать противника, не дать ему объединить свои армии, отрезать южный фронт немцев и, прижав их, уничтожить. Среди стратегических операций значился и Харьковский котел 1942 года.

                                                        Состав будущего столкновения

С советской стороны было решено включить в битву армии сразу трех фронтов - Брянского, Юго-Западного и Южного. Они включали в себя более десяти общевойсковых армий, а также семь танковых корпусов и более двадцати отдельных танковых бригад. Кроме того, к линии фронта был подогнан резерв, который состоял из дополнительных танковых соединений. Харьковский котел 1942-го готовился тщательно, так что к участию в будущих боях были подготовлены более 640 тысяч бойцов, включая офицеров, и 1,2 тысячи танков.

Командование всей операцией также было доверено первым лицам военного руководства страны. В числе руководства был глава Юго-Западного фронта маршал Семен Тимошенко, штаб возглавлял полководец Иван Баграмян, а также Никита Хрущев. Во главе Южного фронта на тот момент был генерал-лейтенант Родион Малиновский. Гитлеровскими силами руководил фельдмаршал Федор фон Бок. Общие силы насчитывали три армии, в том числе Шестую армию Паулюса. Со своей стороны Вермахт назвал операцию Харьковский котел 1942-го "Фредерикус".


                                                                Подготовительные работы

В начале 1942 года советские войска начали подготовительные маневры. Началось образование прочного плацдарма частями Юго-Западного фронта в Харьковской области в районе города Изюм, вблизи реки Северский Донец, на западном берегу которой и удалось создать опору дальнейшего наступления на Харьков и Днепропетровск. В частности, советской армии удалось перерезать железнодорожную дорогу, по которой проходило снабжение вражеских частей. Однако весна и пришедшая вместе с ней распутица на дорогах вмешались в планы войны - наступление пришлось остановить.

                                                                                     На опережение

По планам немецкого главнокомандования предполагалось, что Харьковский котел 1942 года изначально выразится в уничтожении созданного советской армией плацдарма, а затем и в окружении. Атака гитлеровцев должна была начаться 18 мая, однако красноармейцы опередили немцев, начав наступать на шесть дней раньше. Операция была начата с одновременных атак на вражеские части с севера и юга. Согласно стратегии советского командования, Шестая армия должна была попасть в окружение - в Харьковский котел. 1942 год с самого начала казался вполне многообещающим - поначалу планы советских соединений успешно реализовывались. Через пять дней им действительно удалось прижать немцев к Харькову.

См. также: Киев: освобождение города от фашистских захватчиков (1943 год)

Одновременно с южной стороны немцев теснили сразу три советские армии, которым удалось пробиться сквозь немецкую оборону и уткнуться в небольшие местечки, где начались продолжительные ожесточенные бои. На севере же за первые дни операции удалось углубиться в немецкую оборону на 65 километров. Однако Юго-Западный и Южный фронта не проявили себя достаточно активно, что позволило немцам вовремя сориентироваться в ситуации и провести перегруппировку войск, выводя целые части с атакуемых участков.


                             Первые провалы - предвестники катастрофы

Операция "Харьковский котел" (1942) проходила успешно для советской стороны лишь в первые несколько дней. Уже к исходу пятого дня боев стало понятно, что все идет не по плану. К этому времени оборона должна была быть довольно серьезно прорвана, а советские войска - продвинуться далеко вперед, однако они по-прежнему топтались на линии фронта. На северном участке оборонительные бои против немецких атак затягивались. Историки отмечают, что уже в первые дни части атаковавшие с южной и северной сторон действовали непоследовательно. При этом соединения Южного и Юго-Западного фронтов и вовсе действовали несогласованно, что создавало серьезные провалы в операции.

Кроме того, не формировались резервы, подготовка инженерных сооружений и заграждений была на крайне низком уровне. В итоге с южной стороны не было обеспечено жесткой обороны. Это отчасти и стало причиной того, что Харьковский котел 1942-го в итоге обернулся настоящей катастрофой для советских войск. Не стоит забывать и том, что командование вообще не предполагало возможности наступления немцев в течение операции. Такую уверенность вселял созданный плацдарм.


                                                                                     Ответный удар

Немецкие войска также планировали нанести два удара с южной стороны плацдарма, чтобы развивать дальнейшее наступление на Изюм. За этот участок отвечала Девятая армия. Планировалось, что фашисты прорвут советскую оборону и рассекут войска на две части с тем, чтобы окружить их и уничтожить по отдельности. Далее предполагалось продолжить наступление для уничтожения всей группы армий, засевших на плацдарме.

На пятый день сражения Первой танковой армии противника удалось прорвать оборонительные опоры красноармейцев и нанести удар. Добавим, что еще в первый день они смогли отрезать от основных сил одну из армий Южного фронта и за десять дней исключить возможность их отступления на восток. Вероятно, уже тогда Харьковский котел 1942 (фото, имеющие отношения к событиям, представлены в обзоре) был обречен. Тимошенко, поняв отчаянность положения, попросил у Москвы разрешения на отступление. И хотя Александр Василевский, на тот момент уже назначенный начальником Генштаба, разрешил, Сталин сказал свое категорическое "нет". В итоге уже 23 мая большее количество советских частей было окружено.


                                                                             Вражеская западня

С этого момента красноармейцы упорно пытались прорвать блокаду. В частности, немецкие офицеры вспоминали отчаянные и насыщенные атаки невероятно большим количеством пехоты. Попытки особым успехом не увенчались: через три дня с начала окружения советские части были загнаны на относительно небольшую территорию в районе небольшого городка Барвенково. Это был только первый этап ВОВ. Харьковский котел стал лишь логическим следствием недостаточной подготовленности и несогласованности действий. Из-за прочной обороны немцев выйти из окружения советским частям не удалось. И Тимошенко ничего другого не оставалось, как прекратить наступательную операцию.

См. также: Операция "Цитадель": итоги и предпосылки

Тем не менее попытки вывести своих из окружения продолжались еще несколько дней. Несмотря на огромные потери (буквально бесконечным был список погибших) Харьковский котел удалось немного прорвать возле села Лозовеньки. Однако вырваться из западни смогла лишь десятая доля от попавших в нее. Это стало сокрушительным поражением. Погибшие в Харьковском котле 1942 года - 171 тысяча человек - отдали свои жизни буквально просто так, можно сказать, из-за прихоти Сталина. Общее же количество потерь достигло 270 тысяч.

                                                                    Плачевные последствия

Самым главным последствием провала было тотальное ослабление советской обороны по всей протяженности Южного фронта. Довольно крупные силы были вложены в Харьковский котел (1942 год). Крушение надежд на перелом в войне было слишком болезненным. И Вермахт это, разумеется, грамотно использовал.

Гитлеровцы развернули масштабные наступления в кавказском направлении, а также на Волгу. Уже в конце июня, пройдя между Харьковом и Курском, они прорвались к Дону. Дорого обошелся Харьковский котел 1942 - списки погибших пополнили несколько высокопоставленных военачальников, в том числе и командующие армиями и фронтами. Но и при отступлении частей Юго-Западного фронта потери оказались немалыми. Пока немцы брали Воронеж и двигались на Ростов, советская армия потеряла пленными от 80 до 200 тысяч бойцов. Взяв Ростов ближе к концу июля, в начале августа враг вышел к Сталинграду - рубежу, который немцы уже не смогут преодолеть.

О сложившейся ситуации под Харьковом, как о последнем триумфе Вермахта на территории СССР, написал книгу Константин Быков - "Харьковский котел 1942 года".


                                                                  Возвращение к Харькову

В действительности бои на харьковских рубежах шли не единожды. И это понятно. Гитлер начал свое наступление именно с Белоруссии и Украины. На подходах к Харькову советские войска уже начали ориентироваться и научились давать отпор врагам. Так, первый Харьковский котел 1941 года "кипел" в течение всего октября. Тогда две стороны отчаянно боролись за промышленные богатства города. Однако к тому времени, когда город пал, большая часть важнейших производств либо была уже вывезена, либо уничтожена.

Третье столкновение на тех же рубежах произошло через год после второй битвы. Очередной Харьковский котел - 1943 года - сформировался в феврале-марте на территории между Харьковом и Воронежем. И в этот раз город также был сдан. Потери с обеих сторон были более чем внушительными.

Автор: Валерия Остроумова

См. также: Винтовки Второй мировой войны. Стрелковое оружие. Трехлинейка Мосина

1 комментарий:

  1. Выдержки из романа "Непростая Арифметика".

    В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) число трагедий резко увеличилось и на фронтах сражений, и в тылу. В частности, из-за примитивности советского социально-политического строя, в котором безжалостно уничтожалась любая оппозиционная деятельность, любое публичное антисоветское инакомыслие… Где отсутствовали свобода слова, правдивая статистика, независимая судебная система… Где всё было пронизана лживой коммунистической пропагандой, царил произвол карательных органов, жестоко пресекалась любая критика государственного строя, системы управления и действий кремлёвского правителя… Где власть скрывала 90 процентов негативной информации от народа, так как стремилась всегда и во всем поддерживать шизофренический имидж самого безопасного и счастливого государства на свете… Именно поэтому Советский Союз в первые два года войны с фашистской Германией понёс колоссальные потери... Тем не менее, победил, но победил лишь благодаря своей большой территории, суровой зимы и… людоедскому отношению Кремля к своему народу, кстати, особенно наглядно и документально проявленному в Приказе №270 от 16 августа 1941 года и в Приказе № 227 от 28 июля 1942 года, подписанных И.В. Сталиным. Поскольку в них, под угрозой бесчеловечных наказаний, каждый командир, каждый политработник и красноармеец обязывался сражаться до последней возможности. Даже если войсковое соединение было окружено силами противника, военнослужащему запрещалось самовольно покидать боевые позиции, сдаваться в плен врагу и без приказа отступать. Дезертиров, паникёров и трусов предписывалось уничтожать на месте. При этом они признавались предателями, а их семьи подлежали аресту и лишались всех государственных пособий, помощи и поддержки. Естественно, почти каждый боец, оказавшийся в безвыходном положении, был вынужден выбирать между смертью с ярлыком предателя, влекущему репрессии семьи, и смертью в бою за социалистическую родину, проявив геройство, мужество и верность присяге. А значит, с правом его семьи не быть в чужих глазах униженной и получать пенсию за потерю кормильца.

    ОтветитьУдалить