В феврале 1986 года в проливе, носящем имя Кука, у берегов Новой Зеландии, произошло кораблекрушение: затонул советский теплоход «Михаил Лермонтов», на котором было более семисот пятидесяти человек. К счастью, число жертв было небольшим. Катастрофа теплохода «Михаил Лермонтов» унесла жизнь только одного члена экипажа - инженера рефрижераторных установок Павла Заглядимова. Он работал в том отсеке, который был затоплен практически сразу после аварии. Одиннадцать человек получили травмы разных степеней тяжести.
Общая информация
Гибель теплохода «Михаил Лермонтов» произошла тридцать лет назад. Следственные мероприятия по данной катастрофе длились не один месяц, они проводились не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако до сегодняшнего дня нет точной картины того, что случилось. Была ли катастрофа теплохода «Михаил Лермонтов» трагическим стечением обстоятельств, или его крушение – это все-таки чей-то злой умысел?
Этот советский восьмипалубный пассажирский лайнер был одним из наиболее удачных судов, построенных в рамках проекта 301. Он был рассчитан на семьсот пятьдесят пассажиров. Построили теплоход «Михаил Лермонтов» на верфях в Висмаре в 1972 году. Его назвали в честь великого русского поэта.
На этом лайнере в те годы путешествовали лишь единицы из тогдашней элиты. Фото теплохода «Михаил Лермонтов» часто печатались в западной прессе. Именно по нему за границей простые обыватели судили о том, как живет в Советском Союзе народ. Однако для большей части населения нашей страны попасть на его борт было невозможно. Впрочем, оказалось, что многие простые жители Советского Союза даже не догадывались о том, что есть такой теплоход, - «Михаил Лермонтов».
Проект 588
Очень мало людей знает о том, что у этого шикарного лайнера в СССР был «собрат» с аналогичным названием. Он был построен в рамках проекта под номером 588 и входил в пассажирский флот Волжского речного пароходства. Теплоход «Михаил Лермонтов», который сначала назывался «Казбеком», традиционно обслуживал только астраханских туристов, выполняя многодневные круизы до Москвы и Ленинграда. В отличие от своего более именитого собрата, этот речной трехпалубный лайнер вышел в навигацию в последний раз в 1993 году, а в 2000-м его разрезали на части.
Удачная пропагандистская акция
В 1962 году, после Карибского кризиса, когда международная обстановка ощутимо потеплела, советским правительством было предпринято несколько шагов, направленных на то, чтобы навести мосты между Западом и Востоком. Советско-канадские отношения стал налаживать лайнер «Александр Пушкин», курсировавший по этой линии. Теплоход «Михаил Лермонтов», в свою очередь, должен был осваивать туры СССР - США. Его считали удачным пропагандистским проектом советского правительства. Фактически судно выполняло дипломатическую работу, успешно рекламируя на Западе нашу советскую жизнь.
В Нью-Йорке в день его прибытия на борт поднялось больше пяти сотен журналистов, чтобы наутро написать о том, что своими гудками теплоход «Михаил Лермонтов» ознаменовал конец холодной войны. Американцы стали активно покупать билеты на наш лайнер. Теплоход, ставший серьезным конкурентом для многих западных круизных аналогов, вскоре стал известен на рынке международных пассажирских перевозок.
Атмосфера на теплоходе
Когда американскую линию в силу определенных обстоятельств закрыли, министерство морфлота, обратив внимание на большие потоки пассажиров, перемещавшихся между Англией и Австралией, отправило теплоход «Михаил Лермонтов» в Южное полушарие. Фото теплохода «Михаил Лермонтов», совершившего семь кругосветных рейсов, можно было видеть в прессе самых разных стран. Он отплывал из Лондона, посещал многие красивейшие уголки в мире и снова возвращался в английскую столицу, правда, уже с другой стороны. Рассказывают, что атмосфера на лайнере была удивительной. Теплоход словно был небольшим государством, где протекала обычная жизнь, на нем влюблялись, женились и даже умирали.
Десять дней - тур на «Михаиле Лермонтове» - обходились в семьсот американских долларов. Англичане шутили, что проживание на этом советском теплоходе им порой обходится дешевле, чем жизнь на суше. И нужно сказать, что данное обстоятельство очень не нравилось западным круизным компаниям, поэтому они не раз предпринимали разного рода провокации. И потому существовала не одна версия о том, что теплоход «Михаил Лермонтов» затонул у берегов Новой Зеландии вовсе не случайно, а по чьему-то злому умыслу.
Последний рейс: хроника
Шестнадцатого февраля 1986 года в три часа дня советский восьмипалубный шикарный лайнер вышел из новозеландского Пиктона. Теплоход «Михаил Лермонтов», последний рейс которого прервался на выходе из пролива Королевы Шарлотты, на борту вез четыреста восемь пассажиров и триста тридцать членов экипажа. Примерно через полтора часа капитан спустился в свою каюту. Его место на мостике занял вахтенный штурман, с которым находились второй помощник капитана, новозеландский лоцман и два матроса. По радио пассажирам рассказывали о местных достопримечательностях. По просьбе новозеландского лоцмана курс судна был проложен ближе к берегу. В половине шестого теплоход проложенным курсом вышел в открытый океан.
Неожиданно лоцманом был отдан приказ команде взять руль влево на десять градусов. Вахтенный офицер продублировал сказанное, и лайнер, поменяв курс, зашел в очень узкий пролив, находящийся между мысом Джексона и маяком Walkers Rock. Вторым помощником капитана Гусевым было доложено о том, что на воде видны буруны.
На вопрос о том, почему был изменен курс, новозеландский лоцман вахтенному штурману С. Степанищеву объяснил, что дает возможность пассажирам увидеть красоту мыса Джексона.
В семнадцать часов тридцать восемь минут теплоход «Михаил Лермонтов» на скорости в пятнадцать узлов вплыл в пролив. Спустя два с половиной часа после выхода из порта Пиктон судно настолько сильно приблизилось к одному из утесов, что, по рассказам, можно было протянуть руку и достать до ветки дерева, растущего на скале мыса. Но в тот момент рулевой успел дать задний ход и развернуться.
Но неожиданно судно на полном ходу врезалось в подводную скалу. Теплоход «Михаил Лермонтов», фото со дна которого свидетельствуют о многочисленных повреждениях, получил пробоину длиной в двенадцать метров. Кроме того, в результате аварии были испорчены водонепроницаемые переборки. Но по инерции теплоход продолжал идти вперед. Капитан Воробьев, сразу же появившийся на мостике, взял управление в свои руки и решил выбросить лайнер на песчаную отмель, находящуюся в заливе Порт Гор.
Тревога
Пассажиры в момент столкновения ни о чем не подозревали. Они собрались в музыкальном салоне лайнера «Михаил Лермонтов». Теплоход, авария которого унесла жизнь одного человека, в семнадцать сорок пять уже имел пятиградусный крен. Сразу же была объявлена тревога. Находящемуся на мостике капитану доложили, что водонепроницаемые двери задраили. Но это не помогло. Вода начала поступать в рефрижераторный отсек, в спортивный зал, были потоплены продуктовые кладовые, прачечная и типография. Она начала просачиваться через и плохо запертые водонепроницаемые двери в машинное отделение.
В шесть часов двадцать минут, когда аварийная группа попыталась закрыть шлюзы, крен теплохода составлял уже больше десяти градусов. Капитану ничего не оставалось как отдать приказ готовить спасательное снаряжение. Ему на мостик поступил доклад о том, что вода залила и главный распределительный щит, подающий электропитание. В результате основные двигатели экстренно остановили, а потому пропало электричество. В семь часов десять минут крен судна дошел до двенадцати градусов, и потому капитан приказал всем уйти из машинного отделения.
Экипаж незамедлительно приступил к эвакуации всех пассажиров. Удалось спасти практически всех. Многих участников круиза, большинство из которых были в преклонном возрасте, приходилось в прямом смысле слова выносить на руках. Позже выяснилось, что среди спасшихся нет Павла Заглядимова - рефрижераторного механика. По словам очевидцев, во время аварии он находился именно в носовой части тонущего корабля и был чем-то занят на своем рабочем месте. Была выдвинута версия, что его оглушило ударом, и он в результате погиб.
Подробности гибели корабля
Шестнадцатое февраля 1986 года выдалось пасмурным. На мостике с утра находились капитан корабля В. Воробьев и новозеландский лоцман Джемисон из порта Пиктон. Профессиональные качества приглашенного специалиста ни у кого не вызывали сомнения. Он являлся одним из трех лоцманов, которым был выдан патент, разрешающий проводку крупных судов по водным путям Фьордленда - новозеландского национального парка, изрезанного фьордами, которыми славится Тасманово море. Но ведь именно этот опытный и грамотный специалист и вынес странное решение о том, чтобы провести восьмипалубный советский теплоход по узкому проливу между каменистой отмелью и мысом Джексона. Позже, на следствии, Джемисон заявил, что это произошло спонтанно. Он якобы не хотел упустить возможность показать пассажирам вблизи красоты как самого мыса Джексон, так и его маяка с северной стороны от входа в пролив.
Техническая сторона катастрофы
Гибель теплохода «Михаил Лермонтов» вызвала неоднозначную реакцию. Многие западные газетчики пытались заработать на этой трагедии, судя по всему, исполняя чей-то заказ. В первую очередь ставилась под сомнение надежность советских кораблей, в частности, их недостаточная техническая оснащенность.
К примеру, английская «Таймс» утверждала, что даже спасательные лодки на «Михаиле Лермонтове» были настолько проржавевшими, что пассажиры могли пробивать их дно ногами, а на жилетах не горели сигнальные лампочки.
К примеру, английская «Таймс» утверждала, что даже спасательные лодки на «Михаиле Лермонтове» были настолько проржавевшими, что пассажиры могли пробивать их дно ногами, а на жилетах не горели сигнальные лампочки.
Конечно, вся эта шумиха не имела ничего общего с действительностью. Исходя из Парижского меморандума, учрежденного в 1982 году для координации действий стран Европы по контролю за выполнением иностранными кораблями международных норм безопасности мореплавания, буквально за год до гибели теплохода, в июне 1985 года, в Хаммерфесте его проверяла международная комиссия, заключение которой было однозначным. Эксперты нашли, что судно находится в хорошем состоянии, и выдали ему сертификат. Более того, в декабре того же 1985-го лайнер проходил еще одну проверку, но уже в Австралии. Капитан получил на руки документ о том, что замечаний к техническому оснащению нет никаких.
И еще: согласно тому же Парижскому меморандуму, соответствующие службы портов просто бы не выпустили в плавание ни одно неисправное судно, в том числе и теплоход «Михаил Лермонтов». Что же касается ржавых шлюпок и неисправных сигнальных лампочек, то на корабле присутствовал полный комплект лодок из стеклопластика или металлических сплавов очень высокой прочности. Поэтому слухи о прохудившихся спасательных плавсредствах не соответствовали действительности. Сигнальные лампочки же не горели, потому что они начинают светиться только тогда, когда оказываются в воде. Исходя из этого, можно сделать вывод, что версия о технической неисправности теплохода отпадает.
Опасная конкуренция
В ГДР на судоверфях в городе Висмаре несколько лет строился «Михаил Лермонтов» - теплоход, под водой на котором до сих пор можно прочитать: «Порт приписки - город Ленинград и Балтийское пароходство». Оснащенный современным оборудованием, этот круизный корабль сразу же оказался на передовых позициях среди всех пассажирских судов советского Минморфлота.
Капитаном лайнера был назначен опытнейший моряк Арам Михайлович Оганов, который не вышел в тот роковой рейс по уважительной причине. Теплоход не раз плавал вокруг света. Он был достаточно востребован среди иностранных туристов, которые охотно покупали туры, чтобы путешествовать именно на этом советском судне. Причина заключалась не только в более дешевой, чем у западных компаний, цене на билеты, но и в высоком уровне обслуживания.
Версия, связанная с конкуренцией, тоже рассматривалась следствием, причем не только в нашей стране, но и за рубежом. Капитан «Михаила Лермонтова» на суде говорил, что не раз получал устные и письменные угрозы, кроме того, с судном не раз происходили непонятные инциденты, вплоть до обнаружения на днище магнитной мины без взрывателя.
Во время последнего рейса Оганов был в отпуске. Он считает, что гибель лайнера произошла по вине лоцмана. Место гибели теплохода «Михаил Лермонтов» много лет работающему специалисту должно было быть хорошо знакомо. Кроме того, по мнению капитана, корабль затонул на расстоянии восьми сотен метров от берега на глубине всего тридцати трех метров. И такая гибель, как считает Оганов, случайной быть не может.
Загадка лоцмана
Джемисон исчез из поля зрения прессы сразу же после того, как на спасательном судне был доставлен на берег. А появился он только в самом начале следствия, организованном новозеландским Министерством транспорта. Он рассказал, что в тот день был сильно уставшим, поскольку не отдыхал уже несколько дней. Кроме того, как выяснило следствие, лоцман всего за полтора часа до выхода в море «Михаила Лермонтова» пил водку и пиво. Доказать его непосредственную вину не удалось, и сегодня Джемисон является капитаном небольшого судна, перевозящего домашний скот из Веллингтона в Пиктон и обратно.
Возвращение домой
После гибели теплохода «Михаила Лермонтова» россияне отказались от пассажирских перевозок в этом регионе навсегда. Более того, у берегов Новой Зеландии целых пять лет не появлялось ни одно круизное судно.
Моряков, сумевших спасти более четырех сотен тонущих пассажиров, на родине ждали далеко не с распростертыми объятиями. В Советский Союз измученные люди ехали чуть ли не под конвоем.
«Михаил Лермонтов»: наказание мародеров
Еще несколько месяцев после катастрофы одна из мачт теплохода, торчащая из вод пролива Кука, напоминала руку, просящую о помощи. И хотя подъем из воды этого дорогостоящего судна вполне можно было осуществить, но в СССР начиналась перестройка, а потому было не до корабля, утонувшего далеко в другом полушарии. Зато до него добрались дайверы. Теплоход «Михаил Лермонтов» до сих пор грабят. Хотя нужно сказать, что и на государственном уровне проводились работы: вначале из его баков скачали горючее, а затем, как и с «Титаника», с него был поднят корабельный сейф, в котором находились драгоценности богатых иностранных пассажиров. Золото и бриллианты возвратили хозяевам, а в Ленинград отправили судовой колокол, который срезали аквалангисты.
Роскошный лайнер, затонувший у берега на достаточно небольшой глубине, спустя год стали грабить местные жители. Что интересно, здесь ходят слухи, что судно жестоко наказывает незваных мародеров. За прошедшие несколько десятилетий около «Михаила Лермонтова» погибли трое аквалангистов, тела которых так и не нашли...