За три года до начала Второй мировой войны Гитлер поручил руководству концерна «Крупп» разработку сверхмощного дальнобойного орудия, способного пробивать бетонные укрепления толщиной до семи метров и метровую броню. Реализацией этого проекта стала сверхмощная пушка «Дора», названная так в честь жены её главного конструктора Эриха Мюллера.
Первые образцы сверхтяжёлых орудий
К моменту, когда фюреру пришла в голову столь амбициозная идея, немецкая промышленность уже имела опыт производства артиллерийских монстров. В конце Первой мировой войны Париж был обстрелян батареей, состоящей из трёх сверхтяжёлых орудий системы «Колоссаль». Стволы этих чудовищ имели калибр двести семь миллиметров и посылали свои снаряды на расстояние свыше ста километров, что по тем временам считалось рекордом.
Однако подсчёт урона, нанесённого французской столице этой батареей, показал, что её реальная эффективность незначительна. При исключительной дальнобойности точность попадания орудий была крайне низкой, и обстреливать из них можно было не конкретные объекты, а лишь огромные площади.
Лишь малая часть снарядов попадала при этом в жилые дома или иные сооружения. Орудия устанавливались на железнодорожных платформах, и для обслуживания каждого из них требовалось не менее восьмидесяти человек. Учитывая к тому же их высокую стоимость, выходило, что затраты на них во многом превышали тот урон, который они способны были нанести противнику.
Позор Версальского договора
По окончании войны условия Версальского договора, среди прочих ограничений, ввели для Германии запрет на производство орудий, калибр которых превышал сто пятьдесят миллиметров. Именно по этой причине для руководства Третьего рейха было вопросом престижа, поправ статьи унизительного для них договора, создать пушку, способную удивить мир. В результате и появилась «Дора» – орудие возмездия за ущемлённую национальную гордость.
Создание артиллерийского монстра
Работы по созданию проекта и производству этого монстра заняли пять лет. Сверхтяжёлое железнодорожное орудие «Дора» своими техническими параметрами превосходило фантазию и здравый смысл. Несмотря на то что выпущенный из неё снаряд калибром восемьсот тринадцать миллиметров летел лишь на пятьдесят километров, он способен был пробить семь метров армированного бетона, метровую броню и земляное укрепление тридцатиметровой толщины.
Проблемы, связанные с использованием орудия
Однако эти, несомненно, высокие показатели теряли смысл, если учесть, что пушка при крайне низкой прицельности огня требовала поистине масштабного обслуживания и затрат на эксплуатацию. Известно, например, что позиция, которую занимало железнодорожное орудие «Дора», составляла не менее четырёх с половиной километров. Доставлялась вся установка в разобранном виде, и её монтаж занимал до полутора месяцев, для чего требовались два 110-тонных крана.
Боевой расчёт такого орудия состоял из пятисот человек, но, кроме этого, к ним прикомандировывался батальон охраны и транспортный батальон. Для подвоза боеприпасов задействовались два железнодорожных состава и ещё один энергопоезд. В целом персонал, необходимый для обслуживания одной такой пушки, составлял полторы тысячи человек. Чтобы накормить такое количество людей, имелся даже свой полевой хлебозавод. Из всего этого видно, что «Дора» – орудие, требующее для своей эксплуатации неимоверных затрат.
Первая попытка применения орудия
Впервые своё новое детище немцы попытались использовать против англичан для разрушений оборонительных сооружений, возведённых ими на Гибралтаре. Но сразу возникла проблема с транспортировкой по территории Испании. В стране, ещё не оправившейся после гражданской войны, не оказалось нужных для перевозки подобного монстра грузоподъёмных мостов и дорог. К тому же диктатор Франко всячески препятствовал этому, не желая в тот момент втягивать страну в военное столкновение с западными союзниками.
Переброска орудия на восточный фронт
Ввиду этих обстоятельств сверхтяжелое орудие «Дора» было направлено на восточный фронт. В феврале 1942 года оно прибыло в Крым, где поступило в распоряжение армии, безуспешно пытавшейся штурмовать Севастополь. Здесь 813-мм осадная пушка «Дора» использовалась для подавления советских береговых батарей, оснащённых 305-мм орудиями.
Непомерно многочисленный штат, обслуживающий установку здесь, на восточном фронте, потребовалось увеличить дополнительными силами охраны, так как с первых дней прибытия на полуостров пушка и её расчёт подверглись нападениям партизан. Как известно, железнодорожная артиллерия весьма уязвима для ударов с воздуха, поэтому для прикрытия орудия от налётов авиации пришлось дополнительно задействовать зенитный дивизион. К нему присоединилось также химподразделение, в задачу которого входило создание дымовых завес.
Подготовка боевой позиции для начала обстрела
Место для установки орудия выбиралось с особой тщательностью. Его определил во время облёта территории с воздуха лично командующий соединением тяжёлых орудий генерал Цукерорт. Он выбрал одну из гор, в которой для оборудования боевой позиции был сделан широкий разрез. С целью обеспечения технического контроля фирма «Крупп» направила в район боевых действий своих специалистов, занимавшихся разработкой и изготовлением пушки.
Особенности конструкции орудия позволяли перемещать ствол лишь в вертикальном положении, поэтому для изменения направления стрельбы (по горизонтали) пушка «Дора» была размещена на специальной платформе, которая двигалась по дуге крутоизогнутых железнодорожных путей. Для её перемещения использовались два мощных дизельных локомотива.
Работы по монтажу артиллерийской установки и её подготовке к стрельбе были закончены к началу июня 1942 года. Для усиления огневого удара по укреплениям Севастополя немцы использовали, кроме «Доры», ещё две самоходные установки «Карл». Калибр их стволов составлял 60 см. Это были также мощные и разрушительные орудия.
Воспоминания участников событий
Остались свидетельства очевидцев памятного дня 5 июня 1942 года. Они рассказывают о том, как два мощных локомотива выкатили по рельсовой дуге этого монстра весом 1350 тонн. Его следовало установить с точностью до сантиметра, что и было проделано бригадой машинистов. Для первого выстрела в зарядную часть пушки поместили снаряд весом 7 тонн.
В воздух поднялся аэростат, в задачу экипажа которого входила корректировка огня. Когда приготовления были закончены, весь расчёт орудия был отведён в укрытия, находившиеся на расстоянии нескольких сот метров. От тех же очевидцев известно, что отдача при выстреле была столь сильна, что рельсы, на которых стояла платформа, ушли в землю на пять сантиметров.
Бесполезное произведение военного искусства
Военные историки расходятся во мнении относительно количества выстрелов, которые сделало немецкое орудие «Дора» по Севастополю. Исходя из данных советского командования, их было сорок восемь. Это соответствует техническому ресурсу ствола, который не выдерживает большего их количества (потом требуется его замена). Немецкие же источники утверждают, что пушка произвела не менее восьмидесяти выстрелов, после чего, во время очередного налёта советских бомбардировщиков, был выведен из строя энергопоезд.
В целом командование Вермахта было вынуждено признать, что хвалёная пушка Гитлера «Дора» не оправдала возлагавшихся на неё надежд. При всех понесённых затратах результативность огня оказалась минимальной. Зафиксировано лишь одно удачное попадание в склад боеприпасов, находившийся на расстоянии двадцати семи километров. Остальные многотонные снаряды без всякой пользы падали, оставляя после себя в земле глубокие воронки.
Оборонительным же сооружениям никакого вреда причинено не было, так как они могли быть разрушены лишь в результате прямых попаданий. Сохранилось высказывание об этой пушке начальника штаба сухопутных войск Вермахта, генерал-полковника Франца Гальдера. Он сказал, что самая большая пушка «Дора» - это всего лишь бесполезное произведение искусства. К суждению этого военного специалиста трудно что-либо добавить.
Гнев фюрера и новые планы
Столь неутешительные результаты, показанные в ходе боевых действий орудием «Дора», вызвали гнев фюрера. Он возлагал на этот проект большие надежды. По его расчётам, орудие, несмотря на непомерно большие затраты, связанные с его изготовлением, должно было поступить в массовое производство и, таким образом, внести существенное изменение в баланс сил на фронтах. Кроме этого, серийный выпуск орудия такого масштаба должен был свидетельствовать о промышленном потенциале Германии.
После неудачи в Крыму конструкторы «Круппа» пытались усовершенствовать своё детище. Это должна была быть совершенно иная тяжёлая артиллерийская установка «Дора». Орудие предполагалось сделать сверхдальнобойным, а использоваться оно должно было на Западном фронте. В его конструкцию планировалось внести принципиальные изменения, позволяющие, по замыслу авторов, вести огонь трёхступенчатыми реактивными снарядами. Но подобным планам, к счастью, не суждено было осуществиться.
В годы войны, кроме пушки «Дора», немцы выпустили ещё одно сверхтяжёлое орудие калибром восемьдесят сантиметров. Оно получило название в честь главы фирмы «Крупп» Густава Круппа фон Боллена – «Толстый Густав». Эта пушка, обошедшаяся Германии в десять миллионов марок, оказалась также непригодна для использования, как и «Дора». Орудие имело практически все те же многочисленные недостатки и весьма ограниченные достоинства. В конце войны обе установки были взорваны немцами.