Высоцкий Владимир Семенович – выдающийся советский поэт, бард, автор-исполнитель собственных песен, пользующихся до настоящего момента огромной популярностью, актер театра и кино, одна из системообразующих фигур советской культуры.
Родился в Москве в семье военного связиста, полковника, участника Великой Отечественной войны Семена Владимировича Высоцкого и Нины Максимовны Серегиной. После окончания школы поступает в Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), который бросает после первого семестра, приняв решение поступать в театральный институт. В 1955-1960 г. – студент актерского отделения школы-студии МХАТ.
После окончания обучения непродолжительное время служил в ряде московских театров, с 1964 г. и до последнего дня жизни – актер театра драмы и комедии на Таганке, главный режиссер которого Ю. П. Любимов сыграл огромную роль в становлении Высоцкого как артиста. На сцене театра на Таганке Высоцкий участвовал в 15 спектаклях и сыграл несколько по-настоящему выдающихся ролей, среди которых выделяются роли в знаменитых спектаклях Ю. П. Любимова «Добрый человек из Сезуана» по Б. Брехту (летчик Ян Сонг), с которого фактически начался «любимовский» «политический» театр (1964): «Добрый человек…» имел резонанс огромный. И потянулись все. Приходили поэты, писатели», – вспоминал Ю. П. Любимов; «Десять дней, которые потрясли мир», по Д. Риду (1965) (Керенский и несколько других ролей) «(Я носился с идеей поставить спектакль по книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» давно. У меня иногда какое-то упрямство: это книга, с которой ничего нельзя сделать, это какая-то шарада; как это можно сделать – совершенно непонятно. И в спектакле ничего общего с книгой-то нет. Этот спектакль – набор аттракционов. Это был спектакль чисто полемический против театрального однообразия», – писал Любимов; «Жизнь Галилея», по Б. Брехту, (1966), Галилей; «Пугачев» (1967), по С. А. Есенину, роль Хлопуши («Высоцкий прекрасно играл», – вспоминал режиссер спектакля Юрий Любимов; «Преступление и наказание», по Ф. М. Достоевскому, роль Аркадия Ивановича Свидригайлова, (1979); «Вишневый сад», по пьесе А. П. Чехова (постановка А. Эфроса), роль купца Лопахина (1976); крупнейшей же театральной работой Высоцкого, по общему мнению критиков и зрителей, было исполнение им роли Гамлета в одноименном спектакле Ю. Любимова, премьера которого состоялась в 1971 году. Особый эффект спектаклю придавало одновременное участие трех поэтов – Шекспира, перевод трагедии которого выполнил Б. Л. Пастернак, а заглавную роль играл поэт Высоцкий. «У Любимова и Высоцкого Гамлет, скорее, олицетворение мысли, связывающей незримый мир сущностей и видимый мир явлений. Внешне он слит со всем, внутренне – отъединен от всех и всего («я – один, все тонет в фарисействе»), но именно «земная ежедневность», вывихнутый, расшатавшийся век, порвавшаяся связь времен (недаром в спектакле приводятся один за другим несколько переводческих вариантов этого места трагедии) направляют его мысль в глубины мироздания, заставляют доискиваться законов всеобщего, чтобы через них объяснить смысл человеческого существования и понять источник земного зла. Это зло не удивляет его, не открывается ему вдруг. Он не юноша, на плечи которого трагедия обрушивается внезапно, на наших глазах меняя чувства, поступки и мысли Гамлета, само его существо. Нет, личность этого Гамлета сформировалась задолго до начала событий, которым мы стали свидетелями. Она – плод трагичного, трудного времени, когда человек и в незначительной «ежедневности» натыкается на грань всеобъемлющей катастрофы. Гамлет сразу входит в спектакль, уже зная, он – сразу Знающий Человек. Его дальнейший путь – не познание непосредственно окружающего, а попытка обнаружить – почему это окружающее может быть таким, каково оно есть. Этот Гамлет не вызывает традиционных размышлений о силе и слабости воли, его существование не привязано к необходимости отомстить Клавдию. Эта задача слишком узка и утилитарна для него: расшатавшийся век не обретет устойчивость, если станет одним негодяем меньше. «Негодяйство», опутавшее героя, от этого не исчезнет. Этот Гамлет мог бы сказать: «Мыслю – следовательно, действую»… Чтобы проникнуть в тайну бытия и через нее объяснить всеобщее непотребство, Гамлет, как дотошный экспериментатор, вглядывается в себя, караулит свой собственный внутренний мир, его реакция на соприкосновение с миром внешним. Это – не рефлексия, а именно опыт, поставленный на самом себе. Опыт жестокий и трезвый, требующий, быть может, большего мужества, чем решимость мстить, и причиняющий большую боль, чем удар отравленной шпаги», – писала о спектакле Любимова и о Гамлете-Высоцком критик Р. Кречетова.
«Занавес был придуман до репетиций. Он казался огромным, хотя был девять метров на пять с половиной. Таганка же – маленький театр. Он очень многозначен: просто театральный занавес – он так и начинался – он стоял сбоку, потому что Гамлет сидел у стены, а они все выходили с траурными повязками: как бы сразу после смерти отца. Потом он шел вперед, отделяя от всех Высоцкого и могилу на авансцене. Тут меч стоял очень большой кованый, на котором они клялись потом. И Высоцкий пел пастернаковские стихи: «Гул затих, я вышел на подмостки…». Но мне важны были очень строчки: «Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку»… Рассуждая и думая над «Гамлетом» и очень много говоря с Владимиром, я старался, чтобы он все время глубже шел в роль, потому что он поначалу очень плохо понимал всю христианскую линию, что вот Гамлет первый настоящий интеллигент», – говорил Ю. П. Любимов.
«Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: это в последний раз, больше не выдержу… Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, – себя. Но какой же это был трудный путь к себе», – рассказывал о своей трактовке Гамлета сам В. С. Высоцкий. В роли Гамлета Высоцкий вышел на сцену и в последний раз, за неделю до своей смерти, в июле 1980 года.
Отношения с труппой театра на Таганке были у Высоцкого в последние годы напряженными. «В труппе к нему относились по-разному, были такие, кто откровенно ненавидел, шипел за спиной. А что толку? Володя мог сыграть Гамлета, его завистники – нет», – вспоминал Ю. П. Любимов. К концу жизни сошла на нет прежняя дружба и с артистами Таганки В. Б. Смеховым, В. С. Золотухиным; товарищеские отношения сохранялись лишь с артистом Таганки И. С. Бортником. Вместе с тем к художнику театра Д. Л. Боровскому и главному режиссеру Ю. П. Любимову Высоцкий до самой смерти сохранил чувство глубокой привязанности и уважения. Именно Любимов, вопреки желанию властей, сыграл ключевую роль в организации масштабных похорон Высоцкого в дни Московской Олимпиады 1980 года. Высоцкий обладал обширным кругом знакомств среди людей, принадлежавших к самым разным социальным слоям – артисты, писатели, спортсмены. Среди людей, с которыми в разное время был близок Высоцкий, режиссер С. С. Говорухин, артист В. О. Абдулов, писатель, артист и режиссер В. М. Шукшин, администратор театра на Таганке В. П. Янклович, киносценарист Э. Я. Володарский, художник М. М. Шемякин. Поэт был трижды официально женат, двое детей от второго брака – Аркадий (1962 г. р.) – актер и киносценарист, Никита (1964) – актер, режиссер и директор Государственного культурного центра-музея В. С. Высоцкого.
Сыграл заметные роли в нескольких десятках советских фильмов; начал стабильно сниматься в кино с начала 1960-х гг. Широкая известность Высоцкому-киноартисту пришла после съемок фильма «Вертикаль», 1967, (реж. С. С. Говорухин) – радист Володя, в которой прозвучали несколько песен Высоцкого, в том числе знаменитая «Песня о друге». Большую популярность приобрела работа Высоцкого в фильме реж. Г. Полоки «Интервенция», 1968 (подпольщик Бродский), (фильм «лег на полку», выпущен в прокат лишь в 1987). Огромное впечатление на зрителя произвела эпизодическая роль Высоцкого (белогвардейский поручик Брусенцов) в фильме Е. Карелова «Служили два товарища» (1968), посвященная завершающему этапу Гражданской войны – захвату Красной армией Перекопа и оставлению белой армии Крыма в 1920 году, превращенная, благодаря выдающемуся мастерству Высоцкого, в одну из наиболее заметных в картине. Жесткий и интересный рисунок роли фон Корена удалось создать Высоцкому в фильме И. Хейфица «Плохой хороший человек» (1973), по повести А. П. Чехова «Дуэль». Незадолго до смерти Высоцкого на телеэкранах страны был показан фильм М. Швейцера «Маленькие трагедии» (1979), по мотивам сочинений А. С. Пушкина, в котором Владимир Семенович ярко сыграл роль Дона Гуана. Несомненно, что самой знаменитой работой Высоцкого в кино стала роль капитана милиции Глеба Жеглова, сыгранная им в фильме С. С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979), по роману А. и Г. Вайнеров «Эра милосердия». «Жеглов», немедленно, по выходу картины на киноэкраны, разошелся на цитаты и сразу же полюбился народу.
Наибольшую известность Высоцкому принесла его многолетняя деятельность как поэта и автора-исполнителя собственных песен.
Всего Высоцким за годы творческой деятельности было написано около 250 стихотворений и 600 песен, несколько неоконченных прозаических произведений, одно из которых, «Роман о девочках», обладало известной автобиографичностью. Песни и стихотворения Высоцкого затрагивали почти все стороны жизни советской эпохи: Великую Отечественную войну, быт рядового советского человека, любовная лирика, шуточные спортивные песни, песни на политические темы, песни-монологи от неодушевленных предметов («Песня микрофона»), фольклорные песни, песни-монологи, рассказывающие о переживаниях человека в экстремальных ситуациях. По его собственному признанию, примерами таких песен могут быть такие выдающиеся произведения, как «Парус», «Привередливые кони» и «Охота на волков». Характерная черта творчества Высоцкого – исповедальность, обращенность к слушателю, стремление рассказать ему о том, что волнует и беспокоит автора, удивительное чувство внутреннего достоинства и желание всегда и при любых обстоятельствах оставаться свободным, попытка найти способ быть независимым от внешних обстоятельств или переломить их в свою пользу. Еще одной особенностью творчества Высоцкого, находившей отклик у многомиллионной аудитории его поклонников, было настойчиво высказываемое им желание добиться более справедливого устройства жизни, человеческих и общественных отношений, составляющее одну из ментальных особенностей русского человека. Неистовая самоотдача и надрыв, с которым Высоцкий исполнял свои песни на многочисленных концертах, с которыми он исколесил весь Советский Союз, делали его подлинным кумиром народа. Масштаб и влияние Высоцкого на советскую культуру определил в своем дневнике выдающийся актер и режиссер Р. А. Быков: «Значение и значимость Володи я понимал давно. Пока факт его смерти в меня не вмещается. Не думаю о нем как о мёртвом, как о прошлом. Но, думаю, после смерти Шукшина — удар по нашему искусству самый мощный. Володя будет энциклопедическим словарём нашего времени. Так сказать, краткий энциклопедический словарь. Если от А до Я составить темы его песен, то встанет время во всей своей красе и неприглядности. При этом, как ни странно, картина жизни при всей своей обличительности не будет картиной уныния: Высоцкий — победитель во всех темах, у него очень высок и даже романтичен его нравственный идеал. И тут он наш современник. Вот Володю не назовешь инакомыслящим. Он мыслил так, как подобает. Все остальные именно инакомыслят. Его творчество сугубо нравственно, сугубо гуманно, оно сугубо рыцарское. И это — в наш век глобальной безнравственности, антигуманности, антирыцарства — не оторвано от жизни, а наоборот. Ибо в наши дни безнравственный плачет о нравственности, подонок — о рыцарстве, злодей печалится о гуманности. Володя народен, народен, народен! Высоцкий весь фольклорен — по сути, по смыслу, по факту. Если бы у фольклорных произведений был определенный осадок, который можно было бы «выпарить», вдруг оказалось бы, что 80 процентов содержания его песен выпало бы в этот осадок. А некоторые произведения оказались бы на поверку самородками фольклора. «Изо рта у него самородки падали!»
Володя не только в «Лукоморье» – тут он внешне пародиен. Но только внешне. Володя фольклорен в «хулиганском» цикле, в военном, в спортивном, в бытовом. Герой, отсутствие официального ханжества, сюжет, язык, живость темы, подход — всё демократично, всё свято, всё нужно людям. Высоцкий защищает, Высоцкий нападает и Высоцкий благородно защищается! Его борьба со злом ведётся им с рыцарских позиций — это подвиг! Рублев в ужасах средневековья открыл Троицу, Милосердие. Живая нравственность Высоцкого в век демагогических достоинств — подвиг среди литераторов и людей. Володя из тех поэтов, которые похожи на себя... Да еще и актёр! Очень хороший актер. Володю жаль, и жаль всех, кто не прочтёт и не услышит его новых произведений, всего, что он не написал и не напишет. Вот уж действительно осиротели мы без нашего барда, без друга сердечного, без защитника. Его стихи не вопили, не истеричничали по поводу прав человеков — они эти права исповедовали. Он прожил жизнь в «своей» деревне и прошёл своей «колеёй». Это самый большой художник из всех, с которыми мне пришлось сталкиваться, это художник, значение которого ещё скажется, и творчество его ещё скажется».
Всенародная популярность, сопутствовавшая Высоцкому еще при жизни, никак не отражалась на его официальном статусе. До конца жизни Высоцкий не имел никаких государственных отличий, будучи обычным артистом театра на Таганке, даже не удостоенным звания заслуженного артиста РСФСР. Безуспешны были и попытки Высоцкого получить статус члена Союза советских писателей или издать в СССР свой поэтический сборник. По слухам, творчество Высоцкого не нравилось Л. И. Брежневу и министру культуры СССР П. Н. Демичеву. Парадоксом положения Высоцкого было то, что он не был официально запрещен, но независимый нрав поэта, равно как и сам характер его остросоциальных песен, предопределяли то, что их автор слыл «диссидентствующим», и пропуска к официальному признанию от властей так и не получил. Вместе с тем, несмотря на сказанное, Высоцкий, благодаря тому, что был женат третьим браком на популярной французской актрисе М. Влади, обладал уникальной для обычного советского человека возможностью посещать Европу и США, выступая в уникальной роли своеобразного культурного посредника между Советским Союзом и русской эмиграцией. Именно за границей, благодаря помощи друга Высоцкого, всемирно известного художника М. М. Шемякиным, в студии последнего, была сделана самая лучшая в профессиональном отношении, запись более 100 песен Владимира Семеновича. Эти пластинки нередко называют «золотой коллекцией» В. С. Высоцкого. Подчеркнем, однако, что официальное признание, равно как и издание на родине текстов Высоцкого многомилионными тиражами, пришло к поэту только после смерти; в частности, в 1987 году Высоцкий посмертно был удостоен государственной премии СССР за исполнение роли капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». На данный момент, спустя более трети века ухода Высоцкого из жизни, Владимир Семенович остается одним из самых популярных и узнаваемых певцов, обладающим стопроцентной узнаваемостью.
Высоцкий скончался в ночь на 25 июля 1980 года в своей квартире в Москве. На протяжении многих лет артист страдал от алкогольной зависимости, которая в последние годы была усугублена практически неизлечимой в те годы наркоманией. Официальное отрицание наличия наркомании в СССР было одной из причин того, что Высоцкий не имел возможности пройти легальный и качественный курс лечения от наркотической зависимости в московской клинике. Спорным остается вопрос о непосредственной причине смерти Высоцкого. Выдвигаются разные версии: инфаркт миокарда, асфиксия. По настоянию С. В. Высоцкого, отца поэта, вскрытия тела не производилось, а факт наркотической зависимости Высоцкого долгие годы был неизвестен широкой публике.
28 июля 1980 г. проститься с В. С. Высоцким пришло несколько десятков тысяч человек; олимпийскую Москву, да и весь советский народ, охватила глубокая неподдельная скорбь. Как писали очевидцы, с момента похорон Сталина, прощание с покойным не было таким многолюдным. В. С. Высоцкий был упокоен на Ваганьковском кладбище столицы.
Избранные сочинения В. С. Высоцкого:
Высоцкий В. «Нерв». Сост., автор предисловия Роберт Рождественский. — М.: «Современник», 1981. – 240 с., ил.
Высоцкий В. С. Сочинения: в 2 т./ Сост., подг. текста и ком. А. Е. Крылова. — М.: Художественная литература, 1990, 1991; фотоил. : Том 1. Песни. — 640 с.; Том 2. Стихи. Песни театра и кино. Поэма. Проза и драматургия. — 544 с.
Родился в Москве в семье военного связиста, полковника, участника Великой Отечественной войны Семена Владимировича Высоцкого и Нины Максимовны Серегиной. После окончания школы поступает в Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), который бросает после первого семестра, приняв решение поступать в театральный институт. В 1955-1960 г. – студент актерского отделения школы-студии МХАТ.
Работа в театрах
После окончания обучения непродолжительное время служил в ряде московских театров, с 1964 г. и до последнего дня жизни – актер театра драмы и комедии на Таганке, главный режиссер которого Ю. П. Любимов сыграл огромную роль в становлении Высоцкого как артиста. На сцене театра на Таганке Высоцкий участвовал в 15 спектаклях и сыграл несколько по-настоящему выдающихся ролей, среди которых выделяются роли в знаменитых спектаклях Ю. П. Любимова «Добрый человек из Сезуана» по Б. Брехту (летчик Ян Сонг), с которого фактически начался «любимовский» «политический» театр (1964): «Добрый человек…» имел резонанс огромный. И потянулись все. Приходили поэты, писатели», – вспоминал Ю. П. Любимов; «Десять дней, которые потрясли мир», по Д. Риду (1965) (Керенский и несколько других ролей) «(Я носился с идеей поставить спектакль по книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» давно. У меня иногда какое-то упрямство: это книга, с которой ничего нельзя сделать, это какая-то шарада; как это можно сделать – совершенно непонятно. И в спектакле ничего общего с книгой-то нет. Этот спектакль – набор аттракционов. Это был спектакль чисто полемический против театрального однообразия», – писал Любимов; «Жизнь Галилея», по Б. Брехту, (1966), Галилей; «Пугачев» (1967), по С. А. Есенину, роль Хлопуши («Высоцкий прекрасно играл», – вспоминал режиссер спектакля Юрий Любимов; «Преступление и наказание», по Ф. М. Достоевскому, роль Аркадия Ивановича Свидригайлова, (1979); «Вишневый сад», по пьесе А. П. Чехова (постановка А. Эфроса), роль купца Лопахина (1976); крупнейшей же театральной работой Высоцкого, по общему мнению критиков и зрителей, было исполнение им роли Гамлета в одноименном спектакле Ю. Любимова, премьера которого состоялась в 1971 году. Особый эффект спектаклю придавало одновременное участие трех поэтов – Шекспира, перевод трагедии которого выполнил Б. Л. Пастернак, а заглавную роль играл поэт Высоцкий. «У Любимова и Высоцкого Гамлет, скорее, олицетворение мысли, связывающей незримый мир сущностей и видимый мир явлений. Внешне он слит со всем, внутренне – отъединен от всех и всего («я – один, все тонет в фарисействе»), но именно «земная ежедневность», вывихнутый, расшатавшийся век, порвавшаяся связь времен (недаром в спектакле приводятся один за другим несколько переводческих вариантов этого места трагедии) направляют его мысль в глубины мироздания, заставляют доискиваться законов всеобщего, чтобы через них объяснить смысл человеческого существования и понять источник земного зла. Это зло не удивляет его, не открывается ему вдруг. Он не юноша, на плечи которого трагедия обрушивается внезапно, на наших глазах меняя чувства, поступки и мысли Гамлета, само его существо. Нет, личность этого Гамлета сформировалась задолго до начала событий, которым мы стали свидетелями. Она – плод трагичного, трудного времени, когда человек и в незначительной «ежедневности» натыкается на грань всеобъемлющей катастрофы. Гамлет сразу входит в спектакль, уже зная, он – сразу Знающий Человек. Его дальнейший путь – не познание непосредственно окружающего, а попытка обнаружить – почему это окружающее может быть таким, каково оно есть. Этот Гамлет не вызывает традиционных размышлений о силе и слабости воли, его существование не привязано к необходимости отомстить Клавдию. Эта задача слишком узка и утилитарна для него: расшатавшийся век не обретет устойчивость, если станет одним негодяем меньше. «Негодяйство», опутавшее героя, от этого не исчезнет. Этот Гамлет мог бы сказать: «Мыслю – следовательно, действую»… Чтобы проникнуть в тайну бытия и через нее объяснить всеобщее непотребство, Гамлет, как дотошный экспериментатор, вглядывается в себя, караулит свой собственный внутренний мир, его реакция на соприкосновение с миром внешним. Это – не рефлексия, а именно опыт, поставленный на самом себе. Опыт жестокий и трезвый, требующий, быть может, большего мужества, чем решимость мстить, и причиняющий большую боль, чем удар отравленной шпаги», – писала о спектакле Любимова и о Гамлете-Высоцком критик Р. Кречетова.
«Занавес был придуман до репетиций. Он казался огромным, хотя был девять метров на пять с половиной. Таганка же – маленький театр. Он очень многозначен: просто театральный занавес – он так и начинался – он стоял сбоку, потому что Гамлет сидел у стены, а они все выходили с траурными повязками: как бы сразу после смерти отца. Потом он шел вперед, отделяя от всех Высоцкого и могилу на авансцене. Тут меч стоял очень большой кованый, на котором они клялись потом. И Высоцкий пел пастернаковские стихи: «Гул затих, я вышел на подмостки…». Но мне важны были очень строчки: «Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку»… Рассуждая и думая над «Гамлетом» и очень много говоря с Владимиром, я старался, чтобы он все время глубже шел в роль, потому что он поначалу очень плохо понимал всю христианскую линию, что вот Гамлет первый настоящий интеллигент», – говорил Ю. П. Любимов.
«Гамлет – любимая роль. Нелегко она мне далась, да и теперь выкладываешься каждый раз на пределе. Иногда кажется: это в последний раз, больше не выдержу… Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, – себя. Но какой же это был трудный путь к себе», – рассказывал о своей трактовке Гамлета сам В. С. Высоцкий. В роли Гамлета Высоцкий вышел на сцену и в последний раз, за неделю до своей смерти, в июле 1980 года.
Отношения с труппой театра на Таганке были у Высоцкого в последние годы напряженными. «В труппе к нему относились по-разному, были такие, кто откровенно ненавидел, шипел за спиной. А что толку? Володя мог сыграть Гамлета, его завистники – нет», – вспоминал Ю. П. Любимов. К концу жизни сошла на нет прежняя дружба и с артистами Таганки В. Б. Смеховым, В. С. Золотухиным; товарищеские отношения сохранялись лишь с артистом Таганки И. С. Бортником. Вместе с тем к художнику театра Д. Л. Боровскому и главному режиссеру Ю. П. Любимову Высоцкий до самой смерти сохранил чувство глубокой привязанности и уважения. Именно Любимов, вопреки желанию властей, сыграл ключевую роль в организации масштабных похорон Высоцкого в дни Московской Олимпиады 1980 года. Высоцкий обладал обширным кругом знакомств среди людей, принадлежавших к самым разным социальным слоям – артисты, писатели, спортсмены. Среди людей, с которыми в разное время был близок Высоцкий, режиссер С. С. Говорухин, артист В. О. Абдулов, писатель, артист и режиссер В. М. Шукшин, администратор театра на Таганке В. П. Янклович, киносценарист Э. Я. Володарский, художник М. М. Шемякин. Поэт был трижды официально женат, двое детей от второго брака – Аркадий (1962 г. р.) – актер и киносценарист, Никита (1964) – актер, режиссер и директор Государственного культурного центра-музея В. С. Высоцкого.
Роли в кино
Сыграл заметные роли в нескольких десятках советских фильмов; начал стабильно сниматься в кино с начала 1960-х гг. Широкая известность Высоцкому-киноартисту пришла после съемок фильма «Вертикаль», 1967, (реж. С. С. Говорухин) – радист Володя, в которой прозвучали несколько песен Высоцкого, в том числе знаменитая «Песня о друге». Большую популярность приобрела работа Высоцкого в фильме реж. Г. Полоки «Интервенция», 1968 (подпольщик Бродский), (фильм «лег на полку», выпущен в прокат лишь в 1987). Огромное впечатление на зрителя произвела эпизодическая роль Высоцкого (белогвардейский поручик Брусенцов) в фильме Е. Карелова «Служили два товарища» (1968), посвященная завершающему этапу Гражданской войны – захвату Красной армией Перекопа и оставлению белой армии Крыма в 1920 году, превращенная, благодаря выдающемуся мастерству Высоцкого, в одну из наиболее заметных в картине. Жесткий и интересный рисунок роли фон Корена удалось создать Высоцкому в фильме И. Хейфица «Плохой хороший человек» (1973), по повести А. П. Чехова «Дуэль». Незадолго до смерти Высоцкого на телеэкранах страны был показан фильм М. Швейцера «Маленькие трагедии» (1979), по мотивам сочинений А. С. Пушкина, в котором Владимир Семенович ярко сыграл роль Дона Гуана. Несомненно, что самой знаменитой работой Высоцкого в кино стала роль капитана милиции Глеба Жеглова, сыгранная им в фильме С. С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979), по роману А. и Г. Вайнеров «Эра милосердия». «Жеглов», немедленно, по выходу картины на киноэкраны, разошелся на цитаты и сразу же полюбился народу.
Высоцкий – поэт
Наибольшую известность Высоцкому принесла его многолетняя деятельность как поэта и автора-исполнителя собственных песен.
Всего Высоцким за годы творческой деятельности было написано около 250 стихотворений и 600 песен, несколько неоконченных прозаических произведений, одно из которых, «Роман о девочках», обладало известной автобиографичностью. Песни и стихотворения Высоцкого затрагивали почти все стороны жизни советской эпохи: Великую Отечественную войну, быт рядового советского человека, любовная лирика, шуточные спортивные песни, песни на политические темы, песни-монологи от неодушевленных предметов («Песня микрофона»), фольклорные песни, песни-монологи, рассказывающие о переживаниях человека в экстремальных ситуациях. По его собственному признанию, примерами таких песен могут быть такие выдающиеся произведения, как «Парус», «Привередливые кони» и «Охота на волков». Характерная черта творчества Высоцкого – исповедальность, обращенность к слушателю, стремление рассказать ему о том, что волнует и беспокоит автора, удивительное чувство внутреннего достоинства и желание всегда и при любых обстоятельствах оставаться свободным, попытка найти способ быть независимым от внешних обстоятельств или переломить их в свою пользу. Еще одной особенностью творчества Высоцкого, находившей отклик у многомиллионной аудитории его поклонников, было настойчиво высказываемое им желание добиться более справедливого устройства жизни, человеческих и общественных отношений, составляющее одну из ментальных особенностей русского человека. Неистовая самоотдача и надрыв, с которым Высоцкий исполнял свои песни на многочисленных концертах, с которыми он исколесил весь Советский Союз, делали его подлинным кумиром народа. Масштаб и влияние Высоцкого на советскую культуру определил в своем дневнике выдающийся актер и режиссер Р. А. Быков: «Значение и значимость Володи я понимал давно. Пока факт его смерти в меня не вмещается. Не думаю о нем как о мёртвом, как о прошлом. Но, думаю, после смерти Шукшина — удар по нашему искусству самый мощный. Володя будет энциклопедическим словарём нашего времени. Так сказать, краткий энциклопедический словарь. Если от А до Я составить темы его песен, то встанет время во всей своей красе и неприглядности. При этом, как ни странно, картина жизни при всей своей обличительности не будет картиной уныния: Высоцкий — победитель во всех темах, у него очень высок и даже романтичен его нравственный идеал. И тут он наш современник. Вот Володю не назовешь инакомыслящим. Он мыслил так, как подобает. Все остальные именно инакомыслят. Его творчество сугубо нравственно, сугубо гуманно, оно сугубо рыцарское. И это — в наш век глобальной безнравственности, антигуманности, антирыцарства — не оторвано от жизни, а наоборот. Ибо в наши дни безнравственный плачет о нравственности, подонок — о рыцарстве, злодей печалится о гуманности. Володя народен, народен, народен! Высоцкий весь фольклорен — по сути, по смыслу, по факту. Если бы у фольклорных произведений был определенный осадок, который можно было бы «выпарить», вдруг оказалось бы, что 80 процентов содержания его песен выпало бы в этот осадок. А некоторые произведения оказались бы на поверку самородками фольклора. «Изо рта у него самородки падали!»
Володя не только в «Лукоморье» – тут он внешне пародиен. Но только внешне. Володя фольклорен в «хулиганском» цикле, в военном, в спортивном, в бытовом. Герой, отсутствие официального ханжества, сюжет, язык, живость темы, подход — всё демократично, всё свято, всё нужно людям. Высоцкий защищает, Высоцкий нападает и Высоцкий благородно защищается! Его борьба со злом ведётся им с рыцарских позиций — это подвиг! Рублев в ужасах средневековья открыл Троицу, Милосердие. Живая нравственность Высоцкого в век демагогических достоинств — подвиг среди литераторов и людей. Володя из тех поэтов, которые похожи на себя... Да еще и актёр! Очень хороший актер. Володю жаль, и жаль всех, кто не прочтёт и не услышит его новых произведений, всего, что он не написал и не напишет. Вот уж действительно осиротели мы без нашего барда, без друга сердечного, без защитника. Его стихи не вопили, не истеричничали по поводу прав человеков — они эти права исповедовали. Он прожил жизнь в «своей» деревне и прошёл своей «колеёй». Это самый большой художник из всех, с которыми мне пришлось сталкиваться, это художник, значение которого ещё скажется, и творчество его ещё скажется».
Последние годы жизни Высоцкого
Всенародная популярность, сопутствовавшая Высоцкому еще при жизни, никак не отражалась на его официальном статусе. До конца жизни Высоцкий не имел никаких государственных отличий, будучи обычным артистом театра на Таганке, даже не удостоенным звания заслуженного артиста РСФСР. Безуспешны были и попытки Высоцкого получить статус члена Союза советских писателей или издать в СССР свой поэтический сборник. По слухам, творчество Высоцкого не нравилось Л. И. Брежневу и министру культуры СССР П. Н. Демичеву. Парадоксом положения Высоцкого было то, что он не был официально запрещен, но независимый нрав поэта, равно как и сам характер его остросоциальных песен, предопределяли то, что их автор слыл «диссидентствующим», и пропуска к официальному признанию от властей так и не получил. Вместе с тем, несмотря на сказанное, Высоцкий, благодаря тому, что был женат третьим браком на популярной французской актрисе М. Влади, обладал уникальной для обычного советского человека возможностью посещать Европу и США, выступая в уникальной роли своеобразного культурного посредника между Советским Союзом и русской эмиграцией. Именно за границей, благодаря помощи друга Высоцкого, всемирно известного художника М. М. Шемякиным, в студии последнего, была сделана самая лучшая в профессиональном отношении, запись более 100 песен Владимира Семеновича. Эти пластинки нередко называют «золотой коллекцией» В. С. Высоцкого. Подчеркнем, однако, что официальное признание, равно как и издание на родине текстов Высоцкого многомилионными тиражами, пришло к поэту только после смерти; в частности, в 1987 году Высоцкий посмертно был удостоен государственной премии СССР за исполнение роли капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя». На данный момент, спустя более трети века ухода Высоцкого из жизни, Владимир Семенович остается одним из самых популярных и узнаваемых певцов, обладающим стопроцентной узнаваемостью.
Высоцкий скончался в ночь на 25 июля 1980 года в своей квартире в Москве. На протяжении многих лет артист страдал от алкогольной зависимости, которая в последние годы была усугублена практически неизлечимой в те годы наркоманией. Официальное отрицание наличия наркомании в СССР было одной из причин того, что Высоцкий не имел возможности пройти легальный и качественный курс лечения от наркотической зависимости в московской клинике. Спорным остается вопрос о непосредственной причине смерти Высоцкого. Выдвигаются разные версии: инфаркт миокарда, асфиксия. По настоянию С. В. Высоцкого, отца поэта, вскрытия тела не производилось, а факт наркотической зависимости Высоцкого долгие годы был неизвестен широкой публике.
28 июля 1980 г. проститься с В. С. Высоцким пришло несколько десятков тысяч человек; олимпийскую Москву, да и весь советский народ, охватила глубокая неподдельная скорбь. Как писали очевидцы, с момента похорон Сталина, прощание с покойным не было таким многолюдным. В. С. Высоцкий был упокоен на Ваганьковском кладбище столицы.
Избранные сочинения В. С. Высоцкого:
Высоцкий В. «Нерв». Сост., автор предисловия Роберт Рождественский. — М.: «Современник», 1981. – 240 с., ил.
Высоцкий В. С. Сочинения: в 2 т./ Сост., подг. текста и ком. А. Е. Крылова. — М.: Художественная литература, 1990, 1991; фотоил. : Том 1. Песни. — 640 с.; Том 2. Стихи. Песни театра и кино. Поэма. Проза и драматургия. — 544 с.